Авторы «стратегии децентрализации», (название этого документа звучит как насмешка) ездят по стране и рассказывают местным руководителям о том, как в будущем нужно строить отношения между столицей и всей остальной страной. Ссылаясь на Европейскую хартию о местном самоуправлении, правительство намерено сделать все с точностью наоборот. Мало того, озвученная в Страсбурге информация о надвигающейся земельно-территориальной реформе оказалась стремительно надвигающимся на Молдову планом правительства, который подчиненные Филата намерены осуществить во что бы то ни было: населенные пункты, где меньше 1,5 тысяч жителей, единицами являться не будут, и в них будут ликвидированы примарии.
После того, как министерство финансов разработало бюджетно-бюджетно налоговую политику, которая накидывает удавку на местные администрации, молдавское правительство заговорило о децентрализации. И вот представители правительства начали собирать руководителей администраций и рассказывать им о пользе децентрализации. Находящиеся в легком шоке от последних новшеств примары и председатели районов ошарашены еще больше. Какая децентрализация?! Речь идет о суперконцентрации принятия решений, которое не оставляет стране ни малейшей возможности автономии ни в одной из областей!
Не холопье дело?
Напомним, что минфин уже определяет штатное расписание в примариях, устанавливает квоты на количество сотрудников бюджетной сферы и зарплаты им, передает в местные бюджеты не четкий процент трансфертов, а сколько вздумается. За пределами Кишинева чиновники разных уровней считают такую систему несправедливой, и неоднократно обращались к правительству с призывом рассмотреть вопрос увеличения зарплат в зависимости от доходов на подведомственных местным советам предприятиям, оставлять в местных бюджетах местные же сборы, иметь возможность влиять на налоговую политику. Все эти пожелания были отвергнуты в совершенно безапелляционной манере. Но перед Европой надо отчитаться. Молдова же подписала Европейскую хартию о самоуправлении. Значит, надо собрать руководство местных уровней и объяснить им, что они ничего не понимают, а на самом деле правительство намерено децентрализировать власть.
Ловкость рук и никакого мошенничества?
Примарам и руководителям районов представили некую стратегию. Нам удалось побеседовать с некоторыми участниками обсуждений, и все они говорят, что правительство предлагает не пойми что. Да и обсуждения проходят для галочки: большинство представителей районов в ходе этих встреч молчат и слушают. А как иначе, когда сами консультации по форме - неправильные. Вместо того, чтобы разделить районы на группы (по экономическому положению, по источникам доходов, по населению), посоветоваться с ассоциацией примаров, гости из Кишинева собирают на местах десятки руководителей одновременно, проводят с ними общими фразами некие лекции, после чего, довольные, удаляются в столицу. Итак, что это за документ?
Минфин поплыл в цифрах
В заглавии стратегии написано, что она основана на Европейской хартии местного самоуправления. Похвально. Но сами механизмы реализации положений этой Хартии в документе не прописаны. Представители районов, в том числе со страниц нашей газеты, не раз обращали внимание на диспропорции в системе отношений местных властей с центральными. Больше всего эти диспропорции ощущаются в Кишиневе, Бельцах и других бюджетообразающих административно-территориальных единицах (которых, кстати, в Молдове не так много). Например, уже сдача местных сборов в центральный бюджет, и получение назад крох от Минфина, противоречит Европейской хартии, но в Стратегии децентрализации не написано, как уйти от такой системы.
Но чего ждать от авторов документа, который «плавают» в местной тематике? Так, несмотря на то, что минфин принимал в стратегии децентрализации непосредственное участие, в ней говорится, что сумма местных сборов составляет 15 процентов в бюджетах административно-территориальных единиц. Это не соответствует действительности. Местные сборы составляют только 6-7 процентов. И это при том, что все средства, полученные от сборов, направляются в Минфин, и именно он потом определяет, сколько и кому вернуть. То есть, именно это министерство должно ориентироваться в тематике.
«Это наша корова, и мы ее доим»
Стратегия, основанная на европейской Хартии, ничего не говорит и о регулировании налоговой сферы на местах. Например, во многих европейских странах местные власти вправе менять установленные государством налоги, но молдавское центральное руководство и авторы стратегии, похоже, не собираются децентрализовывать систему управления «до такой степени». И это не единственный пример не совсем европейского подхода авторов стратегии. Так, они сетуют на то, что сегодня Минфину «крайне трудно отследить денежные операции местных властей», и говорят о необходимости усиления контроля. И это при том, что все денежные транзакции районов и примэрий и так проходят через единый казначейский счет в государственном банке, как это принято в системе, работающей в США. То есть контроль более чем достаточный. А в европейских странах местные власти могут открывать счета в любых банках, и не отчитываются о своих транзакциях перед центром.
В документе прописана детально ответственность местных властей, но мало, что есть об их полномочиях, в то время, как в пунктах, связанных с властями центральными, всё наоборот. Как, например, мы можем говорить о децентрализации, если в Бюджетно-налоговой политике на ближайшие два года прописано, что Минфин, а не местные власти, определяют штатное расписание и количество сотрудников в бюджетной сфере на местах? И в стратегии нет ничего о том, как поменять эту систему.
Кроме того, стратегия, следуя предписаниям Европейской хартии о местном самоуправлении, определяет, что объем функций местной власти должен соответствовать объему финансирования, но не прописывает механизм реализации данного положения.
Ничего в документе не написано и о том, как стимулировать районы, которые сейчас находятся на дотации государства (а таких - большинство) к тому, чтобы они сами зарабатывали деньги.
Не прописано в документе и разграничение ответственности в части муниципальной собственности. Сегодня правительство может определять назначение этой собственности: в Бельцах, например, у местных властей никто не спрашивал разрешение на открытие в городе Свободной экономической зоны, от деятельности которой городской бюджет ничего не получает.
То, что сейчас обсуждается, вполне можно назвать стратегией дальнейшей централизации.
Операция «ликвидация»
Ну и на закуску. Есть в документе пункты, которые впервые были озвучены в Страсбурге. Авторы стратегии сетуют на то, что 86 процентов населенных пунктов в Молдове населены менее чем пяти тысячами жителей, и из этих жалоб явно следует намерение сократить количество административно-территориальных единиц. Населенные пункты, где меньше полутора тысяч жителей, единицами являться не будут, и в них будут ликвидированы примарии. Из чего неумолимо следует, что:
- в этих селах уменьшится количество рабочих мест;
- эти села потеряют последние остатки своей автономии;
- если реформа пройдет, то для этих сел ближайшие местные выборы станут последними;
- деградация этих сел войдет в галопирующую стадию, результатом чего станет окончательная смерть тридцати процентов населенных пунктов в Молдове.