Два кандидата в примары от двух партий, два родственника своих партийных лидеров, два претендента на второе место на выборах в Кишинёве (и даже слоган в избирательной кампании — общий) рассказали друг по друга правду.
Виктору Бодю и Дорину Киртоакэ хватило всего одного совместного появления в телепрограмме, чтобы оформить скандал. Киртоакэ, как в старые добрые «коммунистические» времена, стал жаловаться на центральные власти. Чему тоже никто не удивился. Коммунистов, которых он обвинял во всех грехах, уже два года у власти нет, но обучиться чему-то другому компетентный примар так и не сумел. При этом он, очевидно, забыл, что правительство сформировано в том числе и его Либеральной партией, а его дядя и партийный руководитель Михай Гимпу почти полтора года возглавлял аж государство.
Минус 200 миллионов от союзников
Критикуя правительство, Киртоакэ заявил, что из-за отсутствия поддержки бюджет Кишинёва нынче на 100 миллионов меньше, чем в 2007 году. Киртоакэ неправ. Бюджет столицы уменьшился на 200 миллионов со времён «военного антикоммунизма» Киртоакэ четырёхлетней давности. Виктора Бодю это дело крайне взволновало. В пылу полемики он заявил, что, оказывается, лично привлёк в правительство 2,6 миллиарда долларов, из которых 900 миллионов уже в Молдове (речь идёт, очевидно, о тех самых пресловутых кредитах). Но вот что интересно — оказывается, не Владимир Филат за эти кредиты договорился, да и Министерство иностранных дел и европейской интеграции (с другим партийным шефом Бодю — Юрием Лянкэ) тоже ни при чём. Оказывается, это заслуга правительственного аппаратчика Бодю!
Впрочем, Бодю сказал кое-что, с чем трудно не согласиться. «Вы говорите, как прокурор. Вместо того чтоб привлекать инвестиции, вы только этим и занимались. Вы жить не можете без политики», — заявил Бодю про Киртоакэ. Встречных аргументов у примара не оказалось, и он постарался вернуться к теме о плохом правительстве и несчастной примэрии.
От Киртоакэ досталось ещё одному сопартийцу Бодю — члену постоянного бюро ЛДПМ Вячеславу Негруце. Киртоакэ припомнил и аннулирование повышений зарплат педагогам, и помехи в решении вопроса о покупке троллейбусов, и прикрытие проектов о получении кредитов самой примэрией (ну, на кредит у правительства Филата, очевидно, монополия).
Бодю не остался в долгу, назвав Киртоакэ человеком, который строит «дороги одноразового пользования». Пока это — единственное стоящее внимания заявление Виктора Бодю как политика. Более точно описать «ремонты», пусть и единичные, практиковавшиеся столичной примэрией, пожалуй, трудно.
Тёмное прошлое
Дальше было только веселее. Дорин Киртоакэ, ещё в 2009 году заявлявший на встречах с избирателями про «Филата, который не покаялся за приватизацию», на этот раз дал волю языку уже и в эфире. Только на этот раз он вспомнил о «приватизационной» карьере самого Бодю, который в том же департаменте был советником, а затем и заместителем директора. По версии Киртоакэ, Бодю помог Филату приватизировать здание IPTEH. Что ж, наконец-то зритель дождался правды! А ведь сколько лет все правые партии тянули жвачку, что, мол, вся эта тема с приватизацией Филатом IPTEH придумана злыми коммунистами.
Про себя же Киртоакэ сказал как про «человека, который всегда на ладони». И пообещал, что останется примаром, потому что «у меня много незаконченных проектов». Что ж, кто спорит-то! Нынешний примар в самом деле за четыре года так и не научился доводить проекты до логичного конца. Зато уж незаконченных у него полно. Большинство незакончены даже на стадии разработки в голове примара.
Бодю, как видно, уже порядком разозлился на Киртоакэ и перешёл к пророчествам. Он пообещал ему не только поражение на выборах примара, но и то, что «вы станете советником и вам очень не понравится работать с новым примаром Кишинёва».
Ближе к концу Киртаокэ надоело задевать Бодю только морально, и он решил сделать это физически. Откинувшись в кресле, он поднял ногу и задел брюки своего оппонента подошвой обуви. Настоящий представитель Филата, рафинированный элитарий Бодю, конечно, не мог спокойно пережить подобной катастрофы. В ответ Киртоакэ заявил: «Так подвиньтесь. Я сел так, как мне удобнее». Это выражение тянет на аллегорию всего его примарского срока.
Плагиат, или кризис жанра?
Курьёз заключается ещё и в том, что Бодю и Киртоакэ не смогли поделить не только поредевший правый электоральный фланг, но и попользованный лозунг. «Вместе за Кишинёв» — так решили обозвать свою кампанию и действующий примар, и генсек правительства. Но, разумеется, сами они отнюдь не вместе. Киртоакэ будущий лозунг «Вместе за Кишинёв» объявил заблаговременно. Чем, разумеется, вызвал тонны возмущения от Бодю. Кандидат от ЛДПМ мигом обвинил своего коллегу-оппонента в плагиате, вспомнив о том, что сама Либерально-демократическая партия в 2009 году шла на парламентские выборы под лозунгом «Вместе за Молдову». Стоит отметить, что годом позже ЛДПМ штурмовала парламент уже под лозунгом «Молдова без бедности» и тогда тоже удостоилась обвинений в плагиате, на сей раз от лидера либералов Михая Гимпу.
Виктору Бодю посчастливилось провести все регистрационные процедуры (свои и партии) раньше, чем Киртоакэ. Так что, похоже, «вместе» на выборы пойдёт всё-таки он. На плакатах он будет красоваться вместе со своим партийным лидером и по совместительству начальником, компаньоном и родственником Владимиром Филатом. Филата на агитке видно куда лучше. Нет, не спорю, лозунг «Вместе за Кишинёв» мог бы быть очень даже неплох. Призыв к консолидации и всё такое. Но вот в случае с Бодю он смотрится просто карикатурно. Любой избиратель, взглянув на это, сразу подметит, что «Вместе за Кишинёв» тут означает не «мы все вместе», а «мы с Филатом» или даже «Филат со мной».
Что касается Киртоакэ, то ему пришлось в срочном порядке переносить уже объявленную презентацию своей программы и команды. Это произошло после того, как кишинёвский окружной избирательный совет перенёс регистрацию списка кандидатов в муниципальные советники от Либеральной партии. Киртоакэ, обращаясь к собравшимся, просто источал недовольство. По его версии, изменение повестки дня прошло не без политического давления.
Трудно, однако, поспорить и с тем, что действующему градоначальнику мало что мешало представить-таки свою программу именно тогда, когда он и обещал. И разногласия по срокам регистрации муниципальных советников тут плохой аргумент. Можно предположить, что какой-то качественной новой программы у Киртоакэ попросту нет. Собственно, он никогда умением их составлять не отличался. Даже в 2007 году он шёл на выборы с тем же набором, который был разработан ещё в 2005-м (и когда авторов его программы уже не осталось в рядах Либеральной партии). Вот, очевидно, и сейчас захотелось пофилонить, обойтись без долгих раздумий, но первый же «идейный» конфликт с оппонентом заставил осознать, что никаких запасных наработок попросту нет.
Впрочем, проблема немного проще. Никаких идей для города Киртоакэ за четыре года так и не родил. Пустоцвет, тень своего начальника Виктор Бодю — тем более. Так что проблема не в плагиате, а в совершенно одинаковом отсутствии будущего молдавской столицы.