По самым скромным подсчётам, Стратегия децентрализации обойдётся стране почти в миллиард долларов (речь идёт лишь о внедрении; потери в результате её реализации пока определить невозможно). Часть суммы покроют западные инвесторы. Остальные расходы лягут на плечи наших граждан, которых никто и не собирается спрашивать, по силам ли им подобные «подарки» власти.
О том, какими темпами будет вестись озвученная концепция децентрализации, популярно рассказал на сайте правительства крупный специалист в осуществлении проектов типа «ломать — не строить», несостоявшийся кандидат на пост генпримара Кишинёва от ЛДПМ Виктор Бодю. Он-то и сообщил: «С у чётом того, что реформа децентрализации сильно запоздала, необходим ускоренный календарь её внедрения». Установка, идущая явно не от господина Бодю, о крайней необходимости «ускоренного внедрения» данной стратегии практически не оставляет народу шансов на то, что его голос будет услышан. Если уж господин Филат даже своих, ещё вчера верных ему союзников слышать не желает, то что для него мнение той же сельской мэтуши, учителя, фермера, пенсионера, на судьбу и жизнь которых он практически покушается? Тем не менее предоставим слово тем, кому жить с этой реформой.
Виталий Кошаркэ, примар села Антонеука, Дрокиевский район: «А как выживают другие страны, где нет больших сёл?»
«Если судить по заявлениям правительства, наше село уже в ближайшее время ждёт умирание. Но до сих пор никто и ни разу не представил чётких и убедительных расчётов, которые стали бы веским аргументом в необходимости слияния, а другими словами, умирания сёл.
Не могу понять, почему другие государства, например, Финляндия или Швейцария, при наличии большого числа маленьких сёл не просто выживают, но и процветают, а у нас, если судить по планам о предстоящих децентрализации, оказывается, именно они и есть тормоз на нашем пути в светлое будущее. Так помогите же нам открывать в сёлах свои производства, наладить сферу бытовых услуг, выращивать сельхозпродукцию и продавать её — и наши сёла расцветут! Но, судя по всему, именно такой работой власть и не подумает заниматься — куда проще просто поставить крест на любом селе.
Народ возмущается решением альянса вернуть Молдову к уездам, потому что у всех на памяти времена, когда наш район был буквально уничтожен за короткое время. Всё, что представляло хоть какую-то ценность — от медицинского оборудования в больницах до мебели в детсадах, было разворовано и уничтожено. Восемь лет назад, когда я только был избран примаром и пришёл принимать «хозяйство», то увидел клуб, где вместо замка, который тоже украли, дверь была закручена проволокой, увидел разрушенный детсад. А на какие мытарства обрекали людей, которые вынуждены были за самой простой справкой ездить за 60 километров в Сороки или в Цареград, тратя на дорогу по 50 леев! И подобных примеров — множество.
Я начал работу всего с 20 тысячами леев в бюджете. Но с 2003 года открылся детсад, который при прежней власти и при уездах был закрыт в течение пяти лет. Сегодня в нашем селе успешно действует комплекс «школа-детсад». Мы провели воду в дома сельчан, газовое отопление, была капитально отремонтирована трёхкилометровая дорога, по договорённости с компанией «Рейд-Норд» провели капитальный ремонт линии электропередач, что помогло установить новую телефонную станцию и подключить Интернет и телевидение. А теперь оказывается, что районы вредны?!
Вот я думаю: кто же вправе решать, жить или не жить селу Антонеука, тем более если его жители вносят свой вклад в экономику страны, производя сельскохозяйственную продукцию? Если же говорить о малочисленности жителей во многих наших сёлах, то следует напомнить особо забывчивым, что такие сёла традиционны для Молдовы, но при этом даже в самые непростые времена нашим сёлам всегда оказывалась помощь. Сегодня же их грабят.
Ни в нашей Конституции, ни в других законах нет такого положения, которое позволяло бы так лихо решать судьбы целых сёл. И тем не менее именно так намеревается поступить нынешняя власть.
Конечно, я обеими руками за проведение референдума относительно административно-территориальной реформы, но я думаю, что нынешняя власть постарается сделать всё, чтоб он не состоялся.
О том, какие «реформы» уже проводятся: АЕИ-2 не только не привечает примаров от ПКРМ, но и расправляется с ними, прибегая к любым, самым недостойным приёмам. А заодно — и с сёлами. Знаю об этом не понаслышке. В прошлом году с бюджета Антонеуки было без объяснения снято 30 тысяч леев, в этом — 80».
Дмитрий Гуч, примар коммуны Баймаклия Кантемирского района: «Жители всего района с ужасом вспоминают времена, при которых их район был уничтожен».
«Закрывались больницы, школы, клубы, библиотеки, одним словом — всё, откуда можно было хоть что-то стащить, украсть и что представляло интерес для приватизаторов. Случалось, люди умирали по дороге в уездную больницу в Кагуле, потому что не у всех хватало сил добраться до неё», — напоминает Гуч.
После реформы 2003 года сам райцентр и коммуна Баймаклия, в которую входят ещё два села — Акуй и Сухат, преобразились и ожили. Но сами эти факты ох, как не по душе районной власти, и потому она стремится всеми неправдами найти «уголовщину» в благороднейших деяниях примара. Например, преодолев многие препятствия, Дмитрий Гуч построил дорогу в Баймаклию. Ответная реакция власти последовало немедленно: оказывается, этот «не наш» примар для строительства дороги брал песок в местном карьере, что является нарушением закона — какого, конечно, не уточнили. Брать же песок следовало за 200 километров от Баймаклии, что было бы дороже миллиона на полтора леев.
Та же история с Баймаклийской церковью, построенной при личном участии третьего президента страны Владимира Воронина. По логике нынешних блюстителей порядка, Дмитрий Гуч тоже не имел права брать для её ремонта две машины песка из того же местного карьера. Вот не имел — и всё».
Владимир Царану, фермер, Чимишлийский район: «Власть боится референдума, как чёрт ладана!»
«Можно ли себе представить, чтобы в любой, даже самой «непродвинутой» стране её граждане узнавали о судьбоносном решении правительства из сообщений, поступивших из-за рубежа, в данном случае — после заседания комитета по мониторингу Парламентской ассамблеи Совета Европы, где и был данный документ «озвучен»? Смех да и только: о планах господина Филата осуществить административно-территориальную реформу не знали даже депутаты нашего парламента! Сама же реформа никаких иных чувств, кроме возмущения и полного её неприятия, у меня, как, кстати, у всех, кто трудится на земле, не вызывает.
Один из аргументов власти, кстати, слово в слово копирующий доводы «демократов» 90-х, состоит в том, что, оказывается, благодаря децентрализации крупные территориальные единицы станут более крепкими в финансовом и управленческом планах, ну, а что касается небольших сёл, то они ничего, кроме убытков, государству не приносят, и потому обречены на умирание. Правда, сам этот процесс деликатно называется «слиянием», «укрупнением». Хотя от этого, как всем понятно, суть дела не меняется. Конечно, все мы за референдум! Но, по-моему, власть его боится, как чёрт ладана! Вот потому-то его непременно надо провести».