Группа левобережных депутатов направила запрос Игорю Смирнова с требованием прояснить ситуацию, сложившуюся вокруг Молдавского металлургического завода. После полугода простоя крупнейший в регионе налогоплательщик не смог возобновить производство из-за трений с приднестровской таможни.
Инициатором запроса выступил генеральный директор предприятия и по совместительству депутат Верховного Совета (приднестровское законодательство допускает совмещение законотворчества и иной формы деятельности) Андрей Юдин. Как отмечается в запросе, «предприятие находится в состоянии полной готовности к началу производственной деятельности. Были заключены все необходимые контракты на поставку сырья и отгрузку готовой продукции для возобновления работы в начале апреля», причём на предприятие уже было завезено около 40 тысяч тонн металлолома.
Но, как утверждает депутат, завезенное сырьё ММЗ не смог пустить в производство из-за проволочек со стороны приднестровской таможни. Те, документы, на получение которых раньше уходили считанные часы, на этот раз таможня задержала на 20 дней, несмотря на многочисленные просьбы поторопиться со стороны руководителей завода. «Как следствие дата запуска завода откладывается на неопределённый срок, что приводит к срыву взятых контрактных обязательств перед партнерами. По мнению коллектива предприятия, таможенный комитет должен обеспечить условия для немедленного возобновления работы завода», — заявил Андрей Юдин.
По словам другого депутата, подписавшегося под запросом, бывшего гендиректора ММЗ, депутата Анатолия Белитченко, «настроения металлургов доходят до того, что они готовы объявить забастовку, голодовку, пойти пешим походом из Рыбницы в Тирасполь к президенту». «Пока мы ситуацию держим под контролем, но она остаётся взрывоопасной. Играть с коллективом и заводом, который является бюджетообразующим не только для города, но и для республики, нельзя. Завод должен работать, и других вариантов просто нет», — заявил Белитченко в интервью ИА «Новый регион».
На пути к банкротству
Приднестровская таможня отреагировала на заявления двух депутатов невероятно быстро по бюрократическим меркам и уже на следующий день выпустила собственный пресс-релиз, в котором возложила всю полноту ответственности за простой Молдавского металлургического завода на его руководство. По версии государственного таможенного комитета, у ММЗ действительно возникли проблемы с оформлением импортированного металлолома в силу объективных причин — цена на металлический лом, заявленная ММЗ в документах для таможенного оформления, была завышена в 2 раза по сравнению с фактической закупочной ценой.
«В ходе проведённых переговоров с руководством ММЗ таможенный комитет предложил предприятию «произвести таможенное оформление металлического лома по фактической документарной цене», однако «предложение было отклонено. Аналогичная ситуация произошла с поставкой ферросплавов в адрес ММЗ. Как и в случае с импортом металлического лома, Молдавский металлургический завод завысил в 2 раза цену на импортируемое сырьё», — заявили в приднестровской таможне.
По мнению приднестровских властей, «имеющиеся факты указывают на сомнительную схему по искусственному вымыванию оборотных средств Молдавского металлургического завода, а также валютных резервов ПМР», и «вся ответственность за социальную напряжённость на предприятии, а также за неисполнение контрактных обязательств ММЗ перед иностранными партнёрами лежит на менеджменте завода».
«Обновление» упрекнули в бессилии
Запутанной ситуацией вокруг ММЗ не преминул воспользоваться приднестровский политик Евгений Шевчук, набирающий очки за счёт критики и исполнительных властей, и своих бывших соратников по партии «Обновление». По мнению Шевчука, аморфная позиция мажоритарной фракции «обновленцев» по этому вопросу — ещё одно доказательство того, Верховный Совет «перестал быть неким противовесом, коим он призван быть в системе разделения властей для повышения объективности».
«Иначе как объяснить бездействие, когда у председателя парламента и обновленческого большинства была возможность проявить принципиальность и поддержать продление кредита для ММЗ на год под более высокие проценты, чтобы сохранить данное предприятие в работающем положении (а законодательная инициатива и возможность такая была). Как объяснить, что фактически парламент почти год даже не рассматривает мои предложения по дополнительным антикризисным мерам, возможно, из-за отрицательной позиции президента, наверное, не желают напрягаться», — заявил Шевчук. «Так вот, моя принципиальная позиция в том, что если есть возможность сохранить работу для 3500 работников, то парламент обязан «показать зубы» и чёрту рогатому, если понадобится! А так — результат пассивной позиции очевиден», — добавил он.
«Ищите хозяев»
Нельзя сказать, что приднестровские власти проявили полное равнодушие к местной металлургии, но их, скорее, интересовали налоговые выплаты, чем судьба самого производства. Молдавский металлургический завод получил несколько кредитов из бюджета в рамках левобережной антикризисной программы, которые моментально ушли на погашение задолженностей перед тем же бюджетом. А принимая отчёт главы Рыбницкого района, «президент ПМР» Игорь Смирнов подчеркнул, что хотя завод и находится в частных руках, его нынешние владельцы не должны забывать о социальной ответственности перед работниками.
«Поддержка государства есть, желание коллектива работать — тоже, значит, надо влиять на владельцев предприятия. Я посетил ММЗ и обратил внимание, что площадка для металлолома пуста. Это заставляет серьёзно задуматься. Нужно не затягивать этот вопрос и приглашать в Рыбницу владельцев ММЗ либо ехать к ним, чтобы прояснить вопрос о возобновлении работы предприятия», — заявил тогда Смирнов.
Пока без перспектив
Последние два года левобережный промышленный гигант работал в лучшем случае на треть своих возможностей. Виной тому — неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках: вслед за резким спадом производства вниз поползли и цены на металлопрокат, и администрации ММЗ порой было выгоднее отправить заводской персонал в неоплачиваемые отпуска и накапливать долги по налоговым недоимкам, чем вести бизнес на грани рентабельности.
Так, по данным приднестровской статистики, в минувшем году ММЗ произвёл готовой продукции на общую сумму в 142,3 миллиона долларов, что на 55,1% меньше в сравнении с 2009 годом, тоже не слишком удачного для этого предприятия. Кроме того, ММЗ накопил нешуточные долги перед бюджетами различного уровня на общую сумму почти в 30 миллионов долларов. В июле завод вообще приостановил свою деятельность до лучших времен, которые наступили только через восемь месяцев.
Как заметил по этому поводу в интервью «Новому региону» Андрей Юдин, ММЗ находится в заведомо невыгодных условиях в сравнении с конкурентами, у которых есть собственная сырьевая база. Приднестровский металл, выплавленный из привозного и к тому же расторможенного металлолома, заведомо дороже продукции российских и украинских предприятий. «У нас же нет сырьевой базы, все сырьё привозное. Поэтому мы, к сожалению, работаем в условиях, когда себестоимость продукции очень высокая, для нас стагнация на рынке металлов чрезвычайно влияет на результат экономической деятельности. Не существует ни одного прогноза, что 2011 год будет положительным для металлургов», — заявил Юдин.
Стоит отметить, что контрольный пакет акций ММЗ принадлежит двум группам инвесторов из России и Украины, а управляющей компанией является холдинг «Металлоинвест».