Директива под грифом «секретно»
Минобразования, в стенах которого и родилась стратегия по оптимизации образования, отказывается от комментариев, тем более от уточнений относительно реального количества школ, планируемых к закрытию. Равно как и от озвучивания точного числа педагогов, вспомогательного персонала, которые будут в обязательном порядке уволены.
Такая сверхсекретность более чем объяснима — перед местными выборами необходимо было сделать всё возможное, чтобы население Молдовы ни в коем случае не узнало о масштабах задуманных «преобразований», которые уже в ближайшей перспективе негативным образом скажутся на уровне жизни практически каждого молдавского села. Но генсек правительства Виктор Бодю дал промах, открыто заявив перед европейскими парламентариями о планах АЕИ по децентрализации Молдовы уже к концу текущего года. И всё, как говорится, встало на свои места. Реформа в образовании, реформа здравоохранения, проект приватизации — звенья одной цепи.
В планах властей создать систему по принципу: одна примэрия — одна школа, одно медицинское учреждение на весь окружной центр. Суть проста: нет школы — нет расходов, нет примарии — нет головной боли. Результат — миллиардная экономия бюджетных средств, к тому же новые административные единицы будут в точности приведены в соответствие с ныне существующей территориально-административной системой в соседней Румынии. Таким образом Альянс «За европейскую интеграцию» убивает одним разом двух зайцев: во-первых, получает огромную прибыль в госбюджет от уничтожения ранее датируемых государством объектов, во-вторых, постепенно переводит Молдову на модель соседнего государства, что существенно упрощает в перспективе процесс полного поглощения нашей страны Румынией.
В распоряжение газеты «Пульс» попал прелюбопытнейший документ, многое объясняющий. Министерство образования направило во все местные районные администрации список критериев, которым должны строго соответствовать все учебные заведения в сельской местности. Таким образом, примарии обязали в срочном порядке подготовить список школ, подлежащих закрытию. При первом же рассмотрении становится понятно, что условия на получение школами права «жить», разработанные правительством Филата, для многих населённых пунктов окажутся приговором и практически невыполнимы.
Неоднократные предупреждения оппозиции о том, что власти намерены закрыть как минимум 60 школ и реорганизовать ещё 130 учебных заведений Молдовы, получили свое подтверждение. Однако, судя по всему, это только начало на фоне перспективы децентрализации. По расчётам кабмина, реформа оптимизации в системе образования приведёт к сокращению учительского и преподавательского состава на 2661 единицу, из вспомогательного персонала будет уволено порядка 1426 человек.
По словам депутат парламента Юрия Мунтяна, разработанным Минобразования критериям сегодня не соответствуют школы по меньшей мере из 30% молдавских сёл. Тем не менее районным администрациям было поставлено условие, обязательное к исполнению, а именно — списки школ к закрытию должны быть подготовлены в срочном порядке, но их разглашение запрещено до местных выборов, чтобы не будоражить народ. Оптимизацию должны начать сразу же после окончания учебного года, а завершить — к 1 сентября.
Теперь понятно, почему вся распорядительная документация тщательно скрывается.
«Критериям не соответствует»
Что касается непосредственно критериев. Их всего пять, но каждый из них очень серьёзный. К примеру, согласно первому пункту, сельская школа должна представлять из себя отдельно стоящее профильное здание. В обязательном порядке наряду с кабинетами информатики, физики, биологии иметь спортзал, располагать библиотекой, столовой, а также отдельно иметь на территории, кроме спортивной, ещё и игровую площадку.
Второй критерий: школу не закроют, если в пределах 10–15 километров от неё нет другой школы. При этом если учебное заведение малочисленное, то оно в обязательном порядке должно быть закрыто, а дети переведены в крупную окружную школу.
Согласно третьему критерию Минобразования, в каждой сельской школе должна быть система отопления, канализация и возможность подключения к школе всех этих систем. В противном случае она должна быть закрыта.
Далее. Четвёртый критерий относится к высокой степени обеспечения школ квалифицированными дидактическими кадрами. По каким критериям власти планируют определять соответствие или несоответствие работающего персонала в сельских школах, не трудно догадаться. В большинстве своём учителя сельских школ пенсионного возраста, то есть гарантированные кандидаты на увольнение.
Пятый критерий ещё интереснее. В школе должны работать по меньшей мере два параллельных класса с количеством детей, установленным Миниобразования. А как известно, министерство установило норму количества детей в одном классе не менее 35–40 человек. То есть это даже не 30 учащихся.
Резюмируем: с таким «успехом» и прытью нынешнего правительства следовало бы закрыть половину школ страны. Ведь несоответствие хотя бы одному из перечисленных критериев не спасёт от закрытия.
«На сегодняшний момент не все сельские школы газифицированы. Не все населённые пункты страны обеспечены доступом к централизованной системе канализации, — говорит Юрий Мунтян. — Только по одному этому критерию уже одним махом можно закрыть треть школ из общего числа по Молдове.
Более того, в подавляющем большинстве, говорит депутат, в сельских учебных заведениях сегодня работает по одному классу на каждой ступени. Так что же происходит, зачем власти режут по живому молдавское село?
На взгляд оппозиции сегодня идёт самое настоящее масштабное перекраивание всей системы образования, разрушается всё, что с таким трудом налаживалось.
А ведь при прежней власти большие капиталовложения, в том числе и из госбюджета, были сделаны в строительство, реконструкцию и модернизацию более чем 800 школ в районах страны.
Теперь же в качестве основного, а по сути формального аргумента в пользу закрытия школ власти называют их дорогостоящее содержание и неэффективность.
Юрий Мунтян считает, что все разговоры о том, что государству слишком дорого обходится образование, — цинизм. «Школы, детские сады, больницы, центры здоровья не приносят прибыли. У них социальные функции, равно как у государства есть социальные обязательства перед свои народом», — говорит депутат.
Европейские стандарты, говорите?
Ещё власти пытаются убедить общественность в том, что проводимая ими реформа образования соответствует европейским стандартам, что уже само по себе, как кажется чиновникам, не должно вызывать сомнений, тем более подвергаться критике. Однако, как отметил депутат ПКРМ Григорий Петренко, на самом деле никакой европейской практики, признанной модели на этот счёт нет. В каждой стране своя специфика, плотность населения разная. А потому системы образования в Мальте или Бельгии кардинально отличаются от Скандинавских или Прибалтийских стран.
Петренко уверен, что разработчики реформы по оптимизации сельских школ исходили не из объективных критериев, а «заданных». Он считает неслучайным совпадение в определении озвученного расстояния в 10–15 километров до школы, которые вынуждены будут преодолевать дети после оптимизации. По его мнению, это попытка создать систему по принципу: одна школа на одну примэрию. Понятно, что для того, чтобы создать подобную модель, параллельно необходимо будет оптимизировать и местные районные администрации. «Я более чем уверен, что консолидация примэрий в рамках проекта децентрализации тесно связан и с другими реформами, в том числе в области образования и здравоохранения», — заявил депутат, обратив внимание на практически единовременный процесс закрытия учебных заведений и медицинских пунктов в сельской местности
Вот она, деградация
Собственно, что предлагается по плану АЕИ сделать в рамках реформы децентрализации? Предлагается в первую очередь взяться за населённые пункты, где проживает менее полутора тысячи человек. Таких населённых пунктов в Молдове от 25% до 30%. На этом этапе будет произведена консолидация примэрий и доведение численности жителей до 5 тысяч человек. Если сегодня на одну примэрию приходится 2–3 села, то в результате этой реформы и уничтожения небольших примэрий в подчинении одной примарии будет находиться 5–6 сёл. Следовательно, если сегодня у одной примарии 2–3 школы, то после реформы децентрализации — всего одна окружная.
Все остальные школы под предлогом, что у них нет нормального обучения, условий, попросту будут законсервированы.
Фактически Минобразования выдвинуло перед школами критерии, которые изначально подточены под административно-территориальную реформу. Потому что те же самые 10–15 километров до окружной школы — это примерно те же расстояния, которые будут преодолевать граждане до примэрии в случае внедрения системы децентрализации.
Закрытие школы означает вымирание села, жителей которого лишат перспективы жить в развитом населённом пункте. Об экономическом развитии молдавской глубинки можно забыть: кто из инвесторов захочет инвестировать деньги в село, в котором нет даже примэрии, детского сада, школы, поликлиники? По мнению парламентской оппозиции, намного эффективнее было бы не закрывать мелкие школы, а оказать им необходимую государственную поддержку. Иначе уже через 2–3 месяца после закрытия, по опыту 90-х годов, от этих объектов ничего не останется. Сначала пропадут окна и двери, потом кто-то украдёт крышу и т. д.
«Мы хорошо все помним, как разбазаривались и разворовывались дома культуры, детские лагеря отдыха в 90-е, — говорит Григорий Петренко. — И всё это происходило на фоне целого ряда реформ, проводимых демократами». Другими словами, 90-е годы — это ярчайший пример бесхозяйственности, пример того, как нажитое десятилетиями можно уничтожить буквально за пару дней, когда всё продаётся и покупается.
«По закону объекты социального значения, то есть недвижимость под школу, детсад или поликлинику, продавать запрещено. Но здесь есть одно интересное «но», — говорит Петренко. — Я не исключаю, что объекты социального значения могут быть распроданы путём изменения их статуса».
Такие примеры уже есть. Достаточно вспомнить пример детского сада в селе Колоница, который был продан родственникам либерала Михая Гимпу за бесценок. Так что школы, которые кабмин Филата намеревается закрыть, рискуют повторить судьбу разворованных гособъектов.
В закрытии школ просматривается стратегический план. По сути власти проводят политику по деградации населения, результат которой не заставит себя ждать, через рост безграмотности, отсталости населения, вымиранию сёл. Зачем? Такой страной, отсталой во всех отношениях, с безграмотным электоратом намного проще управлять.