Поддержка бывает разной
Многие политологи уверены — местные выборы всегда являются катализатором для выборов парламентских. Зачастую так оно и происходит. И, глядя на результаты нынешней местной кампании, как-то не особенно понимаешь тех политиков-антикоммунистов, которые призывают к досрочным парламентским выборам в случае роста рейтинга ПКРМ в районах.
Накануне выборов вечно временный кандидат в президенты Мариан Лупу грозился, что нынешняя власть не будет оказывать поддержку тем регионам, где победу одержит оппозиция. То есть Партия коммунистов Республики Молдова, поскольку внепарламентской оппозиции до победы ещё очень и очень далеко. Интересно, конечно, как Лупу, который, в общем-то, к исполнительной власти никакого отношения давно не имеет, будет свои угрозы претворять в жизнь.
Проблема сейчас для Лупу и иже с ним в другом: этих самых регионов всё равно стало больше. ПКРМ одержала безоговорочную победу на выборах не только в те районные советы, в которых имела большинство и раньше, вроде Дондюшан, Дубоссар или Бессарабки. Число «красных районов» пополнилось и такими, в которых ПКРМ самостоятельно может избрать новое руководство в ущерб старому, «альянсовскому». В том числе и в ущерб «возглавляемой» лично Лупу Демократической партии Молдовы. Так, например, в Тараклийском районе председатель-демократ был избран ещё в 2007 году. Ещё в двух, в Окницком и Единецком, демократы получили власть уже в 2009-м за счёт прихода к власти в стране и использования административного ресурса. Власть как минимум (!) в этих трёх районах для Лупу и «его» партии уже безвозвратно потеряна. И что он теперь будет делать? Ведь наверняка встречался с избирателями в районах, где «свои» у власти. Ведь наверняка обещал поддерживать именно вот этот регион. Или избиратели заведомо поняли, что ждать обещанного не стоит? И выбрали тех, в чьей поддержке были уверены больше.
Спекуляция с последствиями
Ещё не до конца были объявлены результаты выборов районных советников, а близкие к правым партиям СМИ уже вовсю пересчитывали районы, в которых правящий альянс «победил» ПКРМ. «Почему-то» их цифры всегда были нелестными для ПКРМ. Оно и видно — манипулирование цифрами для того и нужно, чтобы создать ощущение, мол, коммунисты-то на самом деле проиграли, и надеяться на них не надо. Какими способами это манипулирование происходило?
Вот, к примеру, среди районов, где победила ПКРМ, правые «математики» называли почему-то только те, где Партия коммунистов получила абсолютное большинство голосов. То есть больше 50%. Но, позвольте, одно дело — абсолютное большинство на парламентских выборах. Совсем другое — то же самое на выборах местных, где принимает участие великое множество независимых кандидатов, мелких партеек, а то и вовсе кандидатов-спойлеров, призванных оторвать кусок у основных претендентов. Однако голоса тех, кто в совет не прошёл, не учитываются. Поэтому если, скажем, одна партия получила в районе меньше 50%, но больше, чем остальные прошедшие, то это отличная основа для формирования реальной власти. Вот на это в правых СМИ обращать внимание не захотели. И сделали вид, что поддержавших ПКРМ районов меньше, чем на самом деле.
Второй момент — районы, где нет большинства у Альянса «За европейскую интеграцию», тоже не всегда записывались в те, где они проиграли. А вы уверены, что они смогут договориться с кем-то ещё, чтобы получить большинство? Они между собой-то не особо договариваются, а после выборов, где три партии «мочили» друг друга, — тем более.
А будет ли договор?
В самом деле насколько можно рассчитывать, что Альянс «За европейскую интеграцию» сформируется на местах, как в парламенте. Это в центре-то у них «большие политические задачи», и они могут, ненавидя друг друга, вместе голосовать. А вот с местными избранниками по-другому. Им ещё в этом районе жить, работать. На следующих выборах опять-таки с избирателями общаться. И отношение у них разное. Одним сразу же административный ресурс подавай — рты закрывать. Другие понимают, что админресурса на всех не хватит, да и не всё он решает, да и вообще некрасиво это — от собственного избирателя скрываться. Что иному региональному лидеру тот же Лупу или Филат? Они там, в Кишинёве. Ну, или в Бухаресте. А они тут работали для того, чтобы эти Лупу с Филатом к власти пришли. А теперь им ещё ради их блага альянс с кем укажут создавать? Это тоже по душе отнюдь не каждому. Ведь разногласия тоже не меньшие, а то и большие, чем у столичных политиков. Выборы прошли, но кто кому топором угрожал или похитить пытался, или избиение тёмной ночью устроил, ещё будут люди помнить. И кто у кого людей из партии уводил — тоже.
Вот взять тот же Яловенский район. В нём АЕИ больше, чем ПКРМ набрал. И что? Ещё до выборов местные избранники от ЛДПМ здесь поддержали предложение коммунистов и уволили ряд руководителей-демократов, включая вице-председателя района. Или вот в Чимишлийском районе то же самое было. А в Унгенском незадолго до выборов один из лидеров демократов, действующий примар, к ЛДПМ перешёл. Думаете, забудут последовавший обмен любезностями? А в Кантемире на выборах от ЛДПМ идут бывшие либералы. А что касается демократов — так и вовсе песня. Ещё в 2007 году их советники из соседних районов абсолютно по-разному себя вели. В Единцах и Рышканах коммунистов одного мандата до большинства не хватало. Демократы в Единцах были вторыми и призывали поддержать их кандидата. Но двое антикоммунистов воздержались, и простым большинством от голосовавших председателем стал коммунист. А в Рышканах в это время те же демократы поддержали кандидата от ПКРМ. Впрочем, в этот раз такого не предвидится — и в Рышканах, и в Единцах у коммунистов больше мандатов, чем у трёх правящих партий вместе взятых.
Вот и скажите — можно ли такие прогнозы делать? Можно ли загнать все 32 района, два муниципия и Гагаузскую автономию вместе да под кальку, прости Господи, парламента? Это же Молдова — такая маленькая, но такая разная.
Кто-то растёт, кто-то падает
Итак, в двадцати двух районах из тридцати двух Партия коммунистов заняла первое место на выборах советников. Это — две трети. И это — ещё без учёта Бельц и Кишинёва, где коммунисты тоже победили, и без учёта Гагаузии, где партии АЕИ попросту не котируются. Рассмотрим их через призму прошлой кампании.
По сравнению с досрочными парламентскими выборами прошлого года ПКРМ «отвоевала» ряд районов, которые считались стратегическими для их оппонентов и в которых те никак не рассчитывали на спад всего-то неполные шесть месяцев спустя. Например, первая по численности фракция будет у ПКРМ в Кантемирском районе. А ведь именно здесь задействованы многие ведущие функционеры ЛДПМ, с одним из вице-председателей партии и парламентской фракции во главе. И за полгода либерал-демократы потеряли здесь первенство. В Штефан-Водэ, где полгода назад ЛДПМ опережала ПКРМ на 6%, теперь отстаёт.
Впрочем, не только в пользу коммунистов теряли либерал-демократы позиции. В Ниспоренском, Каларашском и Леовском районах их обошла Демпартия. А ведь во всех трёх районах у ЛДПМ есть люди в районном руководстве.
Хотя, конечно, результат демократов тоже трудно назвать выдающимся. Да, в трёх районах смогли рвануть вверх, откусив кусок от Филата. Но зато в тех, где раньше были относительно сильны, подкачали. В тех же Бельцах, где ещё два года назад были вторыми по рейтингу, теперь — два мандата в совете и поражение даже непопулярным там либералам. В Окницком районе их фракция сократилась в три раза. В Бричанах, где имелись в наличии и председатель района, и примар райцентра, в полтора раза проиграли коммунистам. В Тараклии, где тоже был свой председатель, — четыре мандата из двадцати семи — даже не одна шестая часть. В Дрокии, где тоже был председатель, недотянули и до второго места.
Что касается либералов, то у них ни одного района, где бы они были первыми. Вообще ни одного. Разве что кое-где смогли обойти демократов за счёт их падения рейтинга. И всё. Собственно, как была партия маргинальной, так и осталась — на одной маргинальности и держится. А, упаси Бэсеску, перестанет примаром Кишинёва быть Дорин Киртоакэ — так и того, что есть по районам, не будет.
Так что, если уж серьёзно оценивать результаты, лучше сравнить партии друг между другом. Посмотреть, как изменился их рейтинг за последнее время. И только после этого размышлять на тему, кто будет участвовать в формировании местной власти.