В преддверии назначенных на 21 июня неофициальных консультаций в формате «5+2» по проблеме приднестровского урегулирования вице-премьер по проблеме реинтеграции Еуджен Карпов провёл в Москве несколько встреч с высокопоставленными российскими чиновниками, в том числе с первым замом главы МИД РФ Григорием Карасиным и послом по особым поручениям Сергеем Губаревым. Как явствует из текста скупого пресс-релиза, опубликованного по итогам встреч, «участники встречи обсудили ход подготовки к консультациям и подчеркнули важность возобновления официальных переговоров в данном формате [«5+2»]». При этом обе стороны сошлись во мнении, что главной темой для обсуждения должна стать «выработка специального статуса Приднестровья с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова».
Кишинёв ждёт извинений
Между тем общий фон для возобновления неофициальных переговоров вовсе не так благоприятен, как это могло бы показаться со стороны. И виной тому резко обострившиеся дипломатические отношения между Москвой и Кишинёвом после недавнего инцидента в посольстве РФ в Кишиневе. 10 июня во время традиционного дипломатического приёма по случаю Дня независимости России посол Валерий Кузьмин предоставил слово представителю Приднестровья Владимиру Ястребчаку, представив того как «главу внешнеполитического ведомства Приднестровья». В ответ на это заместитель главы МИДЕИ Андрей Попов и дипломаты нескольких стран ЕС и США покинули приём.
Позже лидеры правящего альянса выразили своё неудовольствие тем статусом, которым посол России наделил во время приёма Владимира Ястребчака, но каждый из них самостоятельно выбирал «градус накала». Спустя считанные часы после инцидента лидер молдавских либералов Михай Гимпу сделал жёсткое заявление о «вмешательстве Российской Федерации во внутренние дела Республики Молдова» и потребовал немедленного отзыва Кузьмина на родину. «Кузьмин нарушил все дипломатические нормы. Он вмешивается во внутреннюю политику нашей страны. Поэтому он должен уехать из Молдовы. Послу, который не уважает нашу независимость, нечего искать в нашей стране», — заявил Гимпу.
Виноват Ястребчак?
В то же время и. о. президента Молдовы Мариан Лупу возложил всю ответственность за скандал в российском посольстве на… «мелкого провокатора» Владимира Ястребчака. По словам Лупу, «в случае с данным инцидентом о каких-либо указаниях или инструкциях со стороны Министерства иностранных дел России и речи быть не может»: «В официальной части имели место выступления, на которых речь держали я и Валерий Кузьмин. После этого началась неофициальная часть, на которой говорили остальные гости. Если бы инцидент произошёл в первой части, то вырисовывалась бы совсем другая картина». «Мы все знаем, что в скором времени пройдут переговоры в формате «5+2». Мы ждём их уже 5 лет, а таких мелких провокаторов, каковым является Ястребчак, нужно избегать. Главное, что Приднестровье было, есть и будет частью Молдовы», — добавил и. о. президента.
«Оставаться спокойными в преддверии неформальных консультаций», несмотря на «оскорбление молдавского народа», призвал и премьер-министр Влад Филат, по мнению которого, посол Валерий Кузьмин совершил «дипломатическую ошибку, а не преднамеренное действие». Вместе с тем премьер добавил, что поведение молдавских дипломатов было правильным, так как «неприемлемо терпеть унижения, которые были нанесены всем гражданам Республики Молдова».
Что касается самого виновника инцидента Владимира Ястребчака, то он выразил по поводу всей этой истории, кажется, действительно искреннее удивление. Приглашать официального представителя Тирасполя на дипломатические приёмы в Кишинёве считается хорошим тоном не только в российском посольстве, но и в представительствах других стран и организаций, вовлечённых в переговорный процесс. И дипломатический приём по случаю Дня независимости России далеко не первое официальное мероприятие на берегу Днестра, где Ястребчаку было предоставлено слово.
Старые-новые принципы
Впрочем, неформальные переговоры в Москве состоятся при любом фоне и даже в том случае, если официальный Кишинёв не станет в них участвовать, как это уже случилось недавно в Одессе. И темой для дискуссий станет не инцидент в российском посольстве, а туманное будущее формата «5+2», в рамках которого должны подыскиваться взаимоприемлемые для сторон конфликта условия жизни в едином молдавском государстве.
По-видимому, чтобы заретушировать скандал вокруг выступления Ястребчака, МИД РФ выступил со специальным заявлением, где подтвердил «неизменность российской позиции, которая последовательно исходит из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закреплённого в её Конституции принципа нейтралитета». В МИД РФ уверены, что если все стороны, вовлечённые в формат «5+2», будут руководствоваться теми же принципами, то неформальные консультации в Москве позволят «достичь договорённости о возобновлении официальных переговоров».
Официальный комментарий российского внешнеполитического ведомства совпал с заявлениями по приднестровской теме главы МИД Румынии Теодора Баконски, который поставил под сомнения искренность намерения Москвы обеспечить «целостность и суверенитет Молдовы». По мнению главы румынского внешнеполитического ведомства, в формате переговоров ЕС должен сыграть более акцентированную роль и Украине как посреднику также необходимо сказать более веское слово. Впрочем, самого Баконски куда больше беспокоит «никому не нужная в XXI веке реликвия холодной войны» — ограниченная группировка российских войск в Приднестровье.
Инцидент по требованию
Скандал вокруг выступления Ястребчака в российском посольстве преднамеренно раздут молдавскими властями, чтобы торпедировать планы Москвы «продавить» свой план урегулирования приднестровского конфликта, — такого мнения придерживается политический аналитик Андрей Сафонов.
По мнению Сафонова, жёсткая реакция лидеров альянса — это своеобразный информационный ход, отражающий недовольство Кишинёва: «Россия указывает на федерализацию как на возможную модель урегулирования конфликта. Причём о такой модели Россия явно говорит с Германией и Украиной. Киев, наблюдая сближение с 2009 года Молдовы и Румынии, отнюдь не склонен к воссозданию унитарной Молдовы за счёт Приднестровья, поскольку при таком раскладе сила блока «Молдова — Румыния» возрастёт. 21 июня, когда надо встречаться в Москве всему формату «5+2», близится. А в Москве можно столкнуться с тем же, что и в Одессе, — с федеративными предложениями России, поддержанными Украиной. Причём не факт, что ЕС, США и ОБСЕ в ходе дискуссии останутся на унитарных позициях».
Как полагает политолог, Кишинёв, чтобы не оказаться в меньшинстве по вопросу модели урегулирования, мог принять решение «перейти от тактики скорейшего начала переговоров к тактике их откладывания на какой-то срок», для чего и был необходим подходящий информационный повод. «На этом фоне Россия речью Ястребчака продемонстрировала союзные отношения с Тирасполем. Ну, а Кишинёв отработал свою партию. Её суть проста: Москва поддерживает «сепаратистов», поэтому Молдова нуждается в содействии ЕС и США. Разумеется, при такой обстановке сложно рассчитывать на позитивные результаты встречи 21 июня», — заключил Андрей Сафонов.
Другой отечественный политолог Богдан Цырдя увязал напрямую запланированные неформальные консультации в формате «5+2» с визитом в Молдову высоких официальных представителей США. Как отмечает Цырдя, приднестровский конфликт вступил в фазу активных обсуждений между Россией и ЕС в лице Германии и «это беспокоит США». «Соглашения между Россией и Германией позволили бы свести к минимуму влияние Соединённых Штатов в регионе. А потому визиты этих ястребов дают нам понять, что Молдовой управляют извне», — уверен политический аналитик.