На 21 июня в Москве запланированы неформальные консультации по урегулированию конфликта в Приднестровье в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, РФ, Украина, ОБСЕ, ЕС, США). Однако задолго до их проведения основные участники обменялись критическими заявлениями в адрес друг друга, в очередной раз подтвердив свои позиции.
Так, Молдавия жестко стоит на том, что страна является унитарной и никакого федерализма с Приднестровьем не потерпит. Позиция Румынии также известна. Бухарест выступает против федерализации, рассчитывая – в случае объединения Молдавии на принципах Кишинева – освоить целиком молдавское государство. ЕС и США имеют свои интересы в Молдавии, увязывая их с политикой России на постсоветском пространстве.
Россия настаивает на том, что решение конфликта следует искать в рамках территориальной целостности Молдавии, но при гарантированном особом статусе Приднестровья. Это предполагает, что Тирасполь должен выступать на переговорах в качестве равноправного участника. В России рассчитывают, что это, с одной стороны, позволит приблизиться к решению конфликта, а с другой – замедлит движение Молдавии в сторону ЕС и затормозит стремительное сближение Кишинева с Бухарестом.
Однако главное препятствие в реализации российского плана урегулирования конфликта – позиция Тирасполя, который последовательно держит курс на сохранение независимости. Нынешние власти Приднестровья не поддерживают российский план Козака, считая, что он не отвечает интересам республики. Более того, президент Приднестровья Игорь Смирнов при каждом удобном случае подчеркивает независимый статус Приднестровья. Именно в этом контексте следует рассматривать его инициативу «Закон Приднестровской Молдавской Республики о целях и принципах ведения переговорного процесса с Республикой Молдова», который будет определять цели ведения Тирасполем переговоров с Кишиневом. Тем самым Приднестровье подтверждает: от курса на независимость он не отойдет.
В России не скрывают своего недовольства позицией Смирнова. Большие надежды в Москве возлагают на президентские выборы в Приднестровье, которые должны пройти в декабре 2011 года. И хотя до официального старта предвыборной кампании еще далеко, в непризнанной республике вовсю идет политическая борьба.
Похоже, Москва уже определилась с кандидатурой, которая в наибольшей степени отвечает ее интересам. Если судить по количеству встреч в России и достигнутым договоренностям, наибольшие шансы на поддержку Москвы имеет глава Верховного совета Приднестровья Анатолий Каминский, который практически ежемесячно посещает российскую столицу. Именно ему удалось добиться того, что с апреля Россия возобновила помощь Приднестровью, которая была приостановлена с середины прошлого года. В частности, выделены кредиты на покупку сельхозтехники. Кроме того, главе парламента удалось решить вопрос о возобновлении ежемесячных доплат в размере 15 долл. Подобные успехи должны повысить рейтинг Каминского и закрепить за ним репутацию политика, способного договариваться с Москвой. В свою очередь, Москва этими жестами продемонстрировала приднестровским политикам и бизнесменам, с кем хотела бы выстраивать будущие отношения.
Выборы в Приднестровье привлекают повышенный интерес в Молдавии и Румынии, ЕС и США. Жесткая позиция Смирнова является удобной для Кишинева и Бухареста, поскольку обосновывает необходимость ускоренной интеграции Кишинева в европейские структуры. Приход нового президента, не обладающего имиджем строгого приверженца независимости Приднестровья, не отвечает интересам Кишинева и Бухареста, поскольку повлияет на переговорный процесс и изменит расстановку сил в регионе. Соответственно в свете политики сближения двух стран Бухарест и Кишинев не заинтересованы в изменении сложившегося характера отношений с Тирасполем. Этим можно объяснить последние усилия Молдавии, направленные на создание напряженной атмосферы вокруг приднестровской проблемы в преддверии консультаций.
Геополитические амбиции Румынии, сохранение политического кризиса в Молдавии, приближение президентских выборов в Приднестровье при различных позициях России, ЕС и США не позволяют рассчитывать на быстрое урегулирование конфликта. Тем не менее смена лидера в Приднестровье на более компромиссную фигуру если и не сдвинет переговорный процесс с мертвой точки, то по крайней мере будет отвечать интересам России, для которой молдавское направление остается приоритетным.
Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.