НОВОСТИ И МНЕНИЯ
В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Молдаванам запретили торговать и пасти коров на трассе «Одесса-Рени»

Опубликовано : 19 июль 2011 г. 13:24 | Просмотров: 17 623 | Категория: Новости
Спорный участок дороги возле молдавского с. Паланка официально был передан в собственность Украины.

Больше 10 лет переговоров понадобилось МИД Молдовы и Украины, чтобы спорный участок трассы «Одесса—Рени» возле молдавского с. Паланка официально был передан в собственность нашей страны. До этого автодорога, то есть сам асфальт, считалась украинской, а вот земля под ней — молдавской. Как и ранее, на переданном участке не будет ни пограничного, ни таможенного контроля. А жители Паланки могут беспрепятственно пользоваться сельхозугодьями на площади более 900 га, расположенными на противоположной стороне трассы (участок Молдовы между трассой и нашей границей — со стороны Украины). «Сегодня» побывала в приграничной Паланке и выяснила, как изменилась жизнь местных жителей после передачи дороги Украине.

НА ГРАНИЦЕ. Возле погранично-таможенного контрольно-пропускного пункта «Маяки», расположенного при въезде на спорный участок трассы, растянулась длинная очередь машин с молдавскими номерами. В ней стоят те, кто хочет попасть из Украины в Молдову. Авто, идущие транзитом в направлении Рени, в очередь не становятся, а лишь притормаживают на минуту, чтобы получить контрольный талончик пограничников с зафиксированным количеством людей в салоне авто. На выезде с «паланковского» участка документ нужно сдать на другом КПП (такое же правило действовало и до передачи трассы Украине). Но мы не едем транзитом, наша задача — попасть в Паланку, поэтому после получасового ожидания проходим паспортный контроль и таможенный досмотр. «Бывает, что через Паланку в Молдову пытаются вывезти угнанные авто с перебитыми номерами. Поэтому сверяем техпаспорта по базе данных угонов», — устало говорит таможенник, внимательно осматривая техпаспорт. То, что лежит в моем багажнике, никого не интересует. Также не задают вопросов, не везу ли я чего-нибудь запрещенного. Далее — предъявляю загранпаспорт пограничникам. «Давай, поехал», — повелительно машет рукой после прохождения контроля девушка в пограничной форме. К слову, клозет у нашего КПП — интернациональный, с ярким объявлением на дверях: «Вход в туалет — 2 грн, или 4 лея».

МОЛДАВСКАЯ РЫБКА. Между двумя КПП — извилистая дорога. По краям — плавни с проплешинами, выходящими на берега Днестра. «Остановка запрещена» — гласят надписи на русском и молдавском языках на придорожных столбиках. Посыл запрета понятен, ведь стоит сойти с дорожного полотна, попадаешь «за границу», на молдавскую территорию. Но многочисленных украинских рыболовов, съехавшихся на речной бережок, это явно не волнует. «Рыбачу здесь часто, клев бывает неплохой. Сегодня, правда, ни одного карася», — показывает нам пустые сетки одессит Петр. О том, что он ловит рыбу на чужой территории, рыбак не знает. «Какая ж это Молдавия? — разводит руками Петр. — Который год езжу сюда, никто не запрещал закинуть здесь удочку».

ЗАГРАНПАСПОРТ. Молдавское село встречает нас надписями на латинице, буйной зеленью садов и фантастически дешевыми фруктами — персики и абрикосы здесь в два раза дешевле, чем у нас (8 грн./кг против наших 16—18 грн./кг). Большинство паланковцев недовольны передачей автотрассы Украине, ведь это решение накрыло медным тазом их бизнес. Раньше они зарабатывали на хлеб торговлей. Вдоль семикилометрового спорного участка дороги расставлялись столы и десятки ведер с фруктами и овощами на продажу. Теперь здесь пусто. Трасса принадлежит Украине, и молдаванам торговать тут запрещено. Более того, львиная часть селян возила натурпродукт и дешевые сигареты в Украину — небольшими партиями по несколько раз в день. «А сейчас в Одессу просто так не съездишь, — сетует жительница Паланки Надежда Цуркан. — Хотя нам и не нужен загранпаспорт (для обитателей приграничных районов Украины и Молдовы действует упрощенный режим пересечения границы. — Авт.), но мы не можем сесть на трассе на украинский транзитный автобус и поехать. Нужно ждать молдавский и проходить таможню и пограничников. Это долго».

«По сути, местные жители занимались контрабандой, возили баулы с овощами и фруктами, — заявил нам на правах анонимности сотрудник Госпогранслужбы Украины. — А сейчас им перекрыли кислород. Вот они и бузят». Местный рыбак Иван тоже возмущен: с недавних пор ему нельзя ловить рыбу возле дороги в Днестровских плавнях (7-метровые обочины, согласно подписанному между МИД Украины и Молдовы договору, принадлежат нам, но это место — излюбленное для рыбаков). «Пограничники не пускают и с удочками, и с коровами. Говорят, что я не пасти животных буду, а веду их продавать на украинской стороне», — разводит руками паланковец.

В ходу у паланковцев — гривни, леями платят лишь налоги

Работы, по словам жителей Паланки, в селе нет. И как жить дальше — большинство из них не представляют. Кое-какой заработок имеется лишь у учителей местной школы и врачей — 1500—2000 лей (1000—1400 грн.). Кстати, в деревне гривни в большем ходу, чем местная «валюта». Леями здесь расплачиваются разве что за коммунальные услуги и платят налоги.

Большинство уроженцев Паланки давно эмигрировали в Украину — в основном в Одессу. «У меня там двое детей. Раньше можно было ездить туда-обратно свободно. Я вот им летом по выходным фрукты возила. Сейчас на таможне продукты не пропускают. Да и дети стали реже приезжать — мол, мороки много, — вздыхает местная жительница Людмила. — Живем, как неприкаянные. И Молдова о нас не заботится, и в Украину уже не попадешь».

Александр Сибирцев



Сообщить о ошибке | Версия для печати




Похожие новости
АРХИВ ТРАНСЛЯЦИЙ
все трансляции
САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ
ВЛАСТЬ
Глава Антикоррупционного центра возмущен «спекуляциями», в которых фигурирует имя депутата Архире
17.04.2022  Комиссар ОБСЕ требует от молдавских властей не пренебрегать проблемами общественного телерадиовещания
17.04.2022  Выгодополучатель от рейдерских атак, Владимир Плахотнюк, обещает сделать страну «более красивой и сильной»
17.04.2022  Тимофти, приговаривавший людей «за антисоветскую агитацию», утверждает, что судил только по поступкам
ЛЮДИ
БИЗНЕС
КРИМИНАЛ