Власти Великобритании изучают возможность временного вмешательства в работу Twitter и спецприложения BlackBerry Messenger для популярных в стране коммуникаторов BlackBerry. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источник в правительстве. По данным полиции, участники массовых беспорядков использовали эти сервисы для координации своих действий.
"Мы знаем, что они (онлайн-ресурсы) использовались. Вопрос в том, можем ли сделать что-то, чтобы вмешаться в их работу и таким образом разрешить эти проблемы?
– сказал источник агентству. – Мы ведем переговоры с разведслужбами и представителями (отрасли. – "Газета.Ru"). Мы пока ничего не предлагаем».
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон был более осторожен в формулировках. "Мы работаем с полицией, спецслужбами и представителями индустрии, чтобы выяснить, будет ли правильным остановить коммуникацию через вебсайты и сервисы сейчас, когда мы знаем о приготовлениях к насилию, беспорядкам и преступлениям", – сказал британский премьер.
Накануне Дэвид Лэмми, депутат британского парламента от района Тоттенхэм, который был центром массовых беспорядков в Лондоне, открыто призвал разработчика коммуникаторов BlackBerry канадскую компанию Research In Motion (RiM) отключить сервис BlackBerry Messenger, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями, которые шифруются в момент передачи, после чего их содержание, как уверяет разработчик телефонов BlackBerry, недоступно даже разработчику. Сообщения, которыми обмениваются пользователи Messanger, затем ретранслировались в Facebook и Twitter, что, по мнению Лэмми, существенно усиливало их аудиторию.
"Если кто хочет подзаработать сегодня ночью – мы планируем отправиться на восток Лондона сегодня!" , "Нам наплевать, кто ты такой, присоединяйтесь все! Нам надо минимум 200 голодных. Мы не нищие, но кто откажется от халявы?
Наплевать на полицию, если нас будут преследовать – мы их разгоним, все видели в новостях, что у них даже нет оружия. Встречаемся в семь в Стратфорд-парке и богатеем", – цитирует записи участников беспорядков в Facebook The Guardian.
Во вторник в Саутгемптоне полиция уже арестовала трех подростков по подозрению в распространении призывов к продолжению беспорядков в Facebook.
Представители RIM, которая производит телефоны BlackBerry, еще в первый день беспорядков заявили о готовности сотрудничать со Скотланд-Ярдом в расследовании погромов, и предоставить данные о пользователе, его контактах, количестве сообщений и времени их отправления с указанием географических координат отправителя в момент отправки. Однако содержание сообщений они раскрывать пока не планируют.
"Было бы незаконным раскрывать содержание сообщений без ордера, выданного старшим офицером полиции, но это не означает, что они (RIM) не могут раскрывать информацию, которая будет полезна полиции»,
– цитирует The Guardian Майка Конради, партнера и специалиста по телекоммуникациям юридической фирмы DLA Piper. Эксперт пояснил, что передаваемая без ордера информация и так поможет полиции составить "ясную картину» происходящего и установить личность участников беспорядков.
Механизм и границы вмешательства не определены, констатирует правовед-международник из юридической компании Art de Lex Алексей Тунгусов. "Скорее всего, речь пойдет о том, чтобы обязать Twitter и Facebook удалять призывы к насилию и ограничивать пользователей, которые оставляют такие записи. Вероятно, британским властям придется принимать законодательный акт по этому поводу: получать решение суда в каждом отдельном случае – слишком долгая процедура, которая не оставит возможности оперативно ограничить доступ какого-либо лица, распространяющего экстремистские призывы, – рассуждает Тунгусов. – Возможно, будут также поправки к закону о конфиденциальной информации". Дать полиции право отслеживать сообщения, отправляемые через BlackBerry Messanger маловероятно, полагает Тунгусов: "По аналогии со Skype, которая отказалась предоставить подобную информацию ФБР, думаю, этого не получится".
Эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов также сомневается, что Великобритания сможет приостановить работу социальных сетей в стране.
"Это можно будет сделать двумя способами: либо выключить сам сервис, либо предотвратить доступ к нему с помощью провайдеров. Выключить глобальный сервис невозможно, но и фильтровать доступ к нему будет очень сложно»,
– отмечает Богатов. По его словам, существует много провайдеров, которые не будут заинтересованы в выполнении этих требований. "Провайдеры стремятся выполнять подобные требования максимально формально, вплоть до размещения на своих сайтах способов обхода фильтра», – пояснил эксперт.
Каким образом может произойти техническое ограничение, объяснил интернет-эксперт "Финама" Леонид Делицын. "Twitter – это контент, который расположен на http-сервере, который выдает по http-протоколу странички. Эти странички доступны через интернет, у них есть IP-адрес. Когда к провайдеру связи приходит пакет с данными, этот пакет содержит IP-адрес, таким образом, известно, откуда он пришел, – рассказал Делицын. – Оператор интернета для BlackBerry знает их IP-адреса. Если полиция просит оператора блокировать пакеты с IP-адресами серверов Twitter, то эти пакеты не будут доступны пользователю. Мы туда писать можем, но не будем видеть ответа от Twitter».
"Если оператор сотрудничает с полицией и отключает контент, то нет никаких технических проблем с отключением социальных сетей», – считает эксперт.
Физически серверы BlackBerry находятся в Великобритании и США, уточнил Делицын.
Ограничение доступа к соцсетям будет иметь политические последствия для правительства Великобритании, считает зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. "Я не думаю, что Британия пойдет по этому (тоталитарному. – "Газета.Ru») пути. Думаю, что они вряд ли изменят принципам демократии. Я думаю, это временное явление, которое направлено на то, чтобы сбить остроту происходящего», – отметил депутат.
Роль социальных сетей для координации массовых выступлений неуклонно возрастает в последнее время – появился даже термин Twitter-революция, которым описывают события в Молдавии в 2009 году и народные выступления в Тунисе и Египте, которые привели к смене режимов. Массовые акции протеста оппозиции после президентских выборов в Иране в 2009 году наблюдатели называли Facebook-революцией.
В апреле 2009 году в Молдавии состоялись парламентские выборы, после объявления предварительных результатов, из которых следовало, что почти половину голосов получили представители правящей партии, сторонники оппозиции вышли на улицу в знак протеста. Оппозиционеры активно использовали для координаций своих действий Twitter и другие социальные сети. В результате выступления оппозиции вылились в массовые беспорядки, протестующие захватили здание парламента страны и его разгромили. В ответ власти отключили в Кишиневе мобильную связь, но оппозиционеры продолжали координировать свои действия через интернет.
Большое значение сыграли социальные сети и во время выступлений иранской оппозиции после президентских выборов 2009 года, на которых, по официальным данным, победу одержал Махмуд Ахмадинеджад. Еще накануне дня голосования власти страны блокировали доступ в Facebook, по мнению наблюдателей это было связано с ростом популярности кандидата от оппозиции Мир-Хосейна Мусави. После того, как были объявлены результаты выборов, сторонники оппозиции атаковали официальные сайты Ахмадинеджада. В результате DDoS-атак они были недоступны длительное время, причем инструкции для проведения хакерских атак были размещены в социальных сетях. В ответ на это власти страны вообще отключили доступ в интернет в пределах страны. Спустя некоторое время доступ был восстановлен, но правительство Ахмадинежада заблокировало большинство социальных сетей и популярных сайтов, в том числе Youtube, на котором размещались ролики с уличными выступлениями оппозиции и жесткими действиями со стороны правоохранительных органов. При этом акции оппозиции все равно координировались через социальные сети, в том числе через Twitter. Противники Ахмадинеджада для доступа к этим сайтами активно использовали прокси-серверы.
Во время выступлений в арабских странах социальные сети также активно использовались для координации протестов. Власти Египта пытались блокировать доступ к социальным сетям, а затем и к интернету. В ответ на это представители Google и Twitter предложили сторонникам оппозиции писать сообщения, используя мобильную связь.
После победы египетской революции журнал Time назвал сотрудника Google в Египте Ваэля Гонима самым влиятельным человеком года.
Пыталась координировать свои действия через интернет и белорусская оппозиция, в том числе во время массовых выступлений 19 декабря 2010 года, по окончании голосования на президентских выборах, после обнародования предварительных итогов о победе действующего президента Александра Лукашенко. В ответ на это власти страны блокировали сервис блогов LiveJournal, "ВКонтакте" и Twitter. Несмотря на неудачу, противники президента Белоруссии Александра Лукашенко продолжают использовать интернет для координации протестов. В сети "Вконтакте» появилась группа "Революция через социальные сети», которая призывала граждан страны каждую среду участвовать в ненасильственных акциях протеста. Белорусские спецслужбы жестко подавляли попытки выступлений, несмотря на то, что участники акций не совершали каких-то действий, собираясь молча в условленном месте.
В середине июля доступ к сайту "ВКонтакте» в Белоруссии был заблокирован на уровне государственного провайдера-монополиста "Белтелеком».
После революций в арабских странах США включили свободу доступа в интернет в список прав и свобод человека. Госсекретарь Хилари Клинтон выступила с речью "Интернет, за и против: выбор и вызовы в мире, связанном глобальной сетью», в которой предостерегла все диктаторские режимы, включая Китай, от ограничения доступа своих граждан в сеть.
Критики американской администрации указывали на преследование сайта Wikileaks и его основателя Джулиана Ассанжа. Широкий общественный резонанс вызвало требование Минюста США к администрации Twitter выдать личные данные и все сообщения депутата парламента Исландии Биргиты Йонсдотир, которая на добровольной основе сотрудничала с Wikileaks.