– Как вы расцениваете нынешние «тараканьи бега» молдавских олигархов на политической арене? Почему это стало возможным?
– Такое возможно лишь по той простой причине, что у олигархов есть возможность купить того или иного политика. А такая покупка возможна потому, что сейчас в Молдове расколота система управления, и власти не существует.
Те люди, которые находятся у власти, смотрят на Европу, они служат тем или иным европейским силам – от Румынии до евробюрократии, и они не чувствуют себя ответственными перед народом Молдовы.
– Вы говорили о тенденции к «размыванию» государств. Как вы можете оценить влияние этой тенденции на Молдову и как вы оцениваете с этой точки зрения молдавскую государственность?
– То, что у вас не могут выбрать президента уже долгое время, является важным фактором при оценке силы государственности. В вашем случае, соответственно, государственность является неполной, но это не есть следствие глобальных процессов, которые происходят со всем человечеством, это следствие разложения правящей элиты.
Конечно, любая власть, которая приходит в результате государственного переворота, не опирающаяся на волеизъявление людей, неполноценна. Она ущербна просто потому, что она не соответствует этому обществу. Практика оранжевых революций показала, что все эти правительства либо немедленно отдают управление внешним структурам, как было в Словакии, либо они оказываются не в состоянии справиться со своими обязанностями. Дело в том, что борьба за власть в традиционной демократии выводит наверх людей, которые опираются на это общество. А у нас, и здесь вы уже являетесь частью общей тенденции, она выводит наверх тех людей, которые опираются на внешние связи.
– В своей лекции вы говорили о существовании в стране двух «наций» – элиты и не-элиты. А если элита расколота, то сколько «наций» существует в государстве?
– Я расскажу на примере того, что вижу в России, на Украине, в США, в Великобритании и в Германии. Элита расколота, люди ненавидят друг друга, но они говорят на одном языке. Они действуют в одинаковом смысловом поле. Это не случай Молдавии, потому что у вас существует ценностный разрыв. И у вас, в силу традиционного характера нераскрестьяненного общества, отрыв между элитами и обычными людьми небольшой. Но в индустриальных обществах, глубоко информатизированных обществах он, к сожалению, есть. То есть представители разных политических кланов России ненавидят друг друга, но при этом они говорят на одном языке и понимают друг друга. И совершенно одинаково не понимают обычных людей. Это ситуация, которая будет исправляться скорее революционным путем, чем эволюционным.
– В качестве болевой точки для многих стран постсоветского пространства с Россией многие называют проблему цен на энергоносители. Вы как определяете этот вопрос?
– Капитал «Газпрома» – это еще не капитал России, и сама российская экономика страдает от высоких цен на энергию. Но возможность влияния на некоторые внешнеполитические процессы посредством спекуляции цен на газ и нефть, конечно, наблюдаются, и в ближайшие годы ничего не изменится.
– Чего следует ожидать русскоязычным гражданам в пределах постсоветского пространства вне России?
– Я бы не рассчитывал особо на помощь со стороны российского государства, по крайней мере, до определенных качественных изменений. Нужно сохранять культуру и создавать специфический бизнес. К примеру, старообрядцы Азербайджана производят лучшие вина этой страны.
«Национальный вопрос» должен решаться, опираясь всего на три вещи: во-первых, необходимо обеспечение равного доступа к правосудию. Во-вторых, необходима жесткая борьба с этнической преступностью в рамках борьбы со всей организованной преступностью в государстве. Однако если в этой борьбе не учитывать специфики национальных культур, результата достичь будет невозможно. В-третьих, государство должно само перестать разжигать национальную рознь, оно должно отказаться от желания действовать по принципу «разделяй и властвуй» в отношении этнических групп.
При этом для самой Молдовы плодотворной была бы логика интеграции культур. Это тот путь, который проделала в свое время русская культура – она развивалась путем принятия элементов, их «переваривания» и освоения. У вас – то же самое: вы можете интегрировать те культуры, которые у вас есть. Множество подобных положительных примеров можно увидеть в истории Балкан.