НОВОСТИ И МНЕНИЯ
В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

«Некоторые наши подозрения имели право на жизнь»

Опубликовано : 08 октябрь 2011 г. 14:46 | Просмотров: 2 558 | Категория: Новости
Константин Косачев — о молдо-румынских отношениях, приднестровском урегулировании, европейской интеграции Молдовы, Восточном партнерстве, Евразийском союзе и аресте Багирова

Константин Косачев, глава российской делегации в ПАСЕ, с 2004 года — председатель комитета по международным делам Госдумы, принял участие в программе «Лицом к лицу» радио «Свобода». Запись программы состоялась в Страсбурге в рамках осенней сессии ПАСЕ. Вопросы задавали Данил Галперович — ведущий программы «Лицом к лицу» (радио «Свобода»), Светлана Иванова — корреспондент газеты «Пульс» (Молдова), Сергей Воропаев — корреспондент информационного агентства «Униан» (Украина). «Пульс» публикует ответы Константина Косачева на вопросы, непосредственно касающиеся Республики Молдова.

О высказываниях Бэсеску

— Мы говорим о демократии, о демократических принципах и нормах Совета Европы. Но, тем не менее, лидеры некоторых государств-членов не только Совета Европы, но и Европейского союза и НАТО ведут себя, скажем так, не совсем по-демократически. Я имею в виду президента Румынии Бэсеску, который уже на протяжении последних шести месяцев заявляет о том, что Молдова была и есть румынская территория. Как вы думаете, насколько это соотносится с европейскими дипломатическими стандартами и должна ли Парламентская ассамблея реагировать на такие высказывания?

— Отвечаю предельно чётко. Первое: заявления президента Румынии не соответствует европейским стандартам. Второе: конечно же, Парламентская ассамблея должна реагировать на такие высказывания.

Я говорил здесь с коллегами из молдавской делегации, Я знаю, что сейчас направлено два запроса в Комитет министров Совета Европы: один — по высказываниям Бэсеску в отношении Молдавии, другой — по высказываниям Бэсеску в отношении Антонеску и того прошлого, которое мы все хорошо помним. Подождём реакции Комитета министров Совета Европы. Возможно, последует какое-то продолжение здесь, в ПАСЕ. Если оно потребуется, могу сказать, что я готов поддержать усилия той части молдавской делегации, которая направила эти запросы.

— Интересно, что эта часть делегации представляет молдавскую оппозицию. Не власти молдавские требуют объяснения, а оппозиция…

— Я не готов комментировать официальные позиции Молдовы. Это всё-таки отношения двух суверенных государств, в которые России тоже не пристало вмешиваться, но я убежден в том, что Европейский союз обязательно должен давать оценку высказываниям руководителя одного из государств этой организации, поскольку в ряде случаев эти высказывания откровенно не соответствуют ни практике, ни традициям, ни ценностям Европейского союза.

— Один из основных самых замороженных конфликтов в Европе — это приднестровский конфликт. Какая сейчас ситуация сложилась с властью в Молдове и как влияют на ситуация эти потрясения воздуха извне Молдовы? Насколько отодвигается или усложняется разрешение этого конфликта?

— Я ни в коей мере не пытаюсь создать препятствий в румыно-молдавских отношениях. Но, с моей точки зрения, чем ближе эти отношения вот на тех некритичных основах, как сейчас это происходят при отрицании государственности, при отрицании языка, культуры, самобытности и чего-то ещё, чем не критичнее происходит это сближение, тем сложнее и проблематичнее будет примирение Молдовы и Приднестровья и решение приднестровского конфликта.

На мой взгляд, нынешние власти Молдовы, не комментируя высказывания и действия властей Румынии, вольно или невольно, прямо и косвенно, но создают дополнительные проблемы на пути приднестровского урегулирования и отношений между Кишинёвом и Тирасполем.

О Восточном партнёрстве

— Как бы Вы прокомментировали последний саммит по Восточному партнёрству, который уже назвали провальным, и прежде всего по причине того, что в его итоговой резолюции не содержится никаких конкретных дат и сроков, прежде всего по введению для этих стран безвизового режима? К примеру, молдавские власти активно спекулировали на последних выборах именно тем, что в 2012 году все граждане Молдовы будут иметь возможность свободно перемещаться по всей Европе. Но этого не происходит. Что же происходит на самом деле?

— Как известно, Россия не является участницей этого проекта. Мы наблюдаем за ним. Для нас это непрозрачная программа, и чем больше публикуется депеш на сайте Викиликс, тем больше становится очевидным, что некоторые наши подозрения имели право на жизнь, когда мы говорили о том, что среди прочих этот проект имеет цель и некой консолидации государств, которые находятся между Европейским союзом и Россией, как можно ближе к Европейскому союзу и как можно дальше от России. Это, разумеется, нас не может устраивать.

Мы в принципе против того, чтобы рассматривать эту ситуацию: «вы либо там, вы либо здесь». Но, судя по всему, Евросоюз склонен эту дилемму обозначать перед государствами-участниками Восточного партнёрства. Это первое. Второе. Известно, что сама по себе программа финансируется по остаточному принципу. Это выделение денег на проведение конференций, на поездку консультантов и не более того. Нет, к примеру, ни строительства дорог, ни расширения сети контрольно-пропускных пунктов. Это такой морально-политический проект. И думаю, что на самом деле это отражает отсутствие единства по данному проекту внутри Европейского союза.

Как известно, соавторами Восточного партнёрства были Польша и Швеция. И у меня есть подозрения, что даже Швеция была ведомой, ведущей была Польша. А Польше очень дискомфортно находиться на внешних границах Европейского союза и НАТО. Думаю, что здесь Польша является основным мотором. При этом у многих других государств на южном фланге Европейского союза гораздо больше интересов к тому же Северу Африки и каким-то другим более близким регионам. Поэтому я лично считаю, что этот проект действительно начинает захлебываться, не успев состояться, и буду рад ошибиться, если это действительно окажется хорошим проектом для вашей страны, для Украины, для каких-то других стран, но я в это, честно говоря, не верю.

Мало того. Страны, находящиеся гораздо ближе к Европейскому союзу, уже внутри Европейского союза, — та же самая Румыния, Болгария — испытывают совершенно очевидные проблемы вхождения в Шенгенскую зону. И с Еврозоной там не всё просто. Совершенно точно, что Молдова в этой череде государств на самых-самых последних местах, и что бы ни говорили по этому поводу молдавские политики на выборах, реальность исчерпывающим образом всё опровергает.

О перспективах интеграции Молдовы в Евразийский союз

— Как вы думаете, в случае переформатировании власти в Молдове возможно ли присоединение Молдовы к Евразийскому союзу и что это может дать Молдове?

— Я глубоко убеждён в том, что подобные решения нужно принимать не из каких-то субъективных политических пристрастий, симпатий, антипатий, а на основе реального понимания того, что происходит.

И для Молдjвs, и для Украины, и для России, я думаю, даже с Казахстаном и Беларусью не всё понятно и предсказуемо, Евразийский союз будет развиваться. Есть уже реальный Таможенный союз, и с 1 января 2012 года будет функционировать Единой экономическое пространство. А вот дальше, если это будет интересно, выгодно, я уверен, что и это и любое другое руководство Молдовы, если оно ориентировано на национальные интересы страны, а не на некую политическую конъюнктуру, будет принимать соответствующие решения.

Наша задача сейчас — чтобы этот проект состоялся, чтобы он стал привлекателен в такой степени, в какой сейчас и для Молдовы, и для Украины привлекателен Европейский союз.

Об аресте Эдуарда Багирова

— Российский писатель Эдуард Багиров является единственным, кому предъявлено обвинение по участию в событиях 6–7 апреля 2009 года в Молдове. МИД России направлял ноту протеста в Кишинёв. Но власти молдавские пока никак не реагируют. Он остаётся в заключении в Кишинёве. Будет ли как-то Государственная дума реагировать на это дело, и какие будут дальнейшие шаги России?

— Дело это действительно очень непонятное и неприятное. И Россия будет, естественно, реагировать, поскольку речь идёт о гражданине Российской Федерации. МИД России действует достаточно активно и последовательно. Там была не одна, а уже три ноты, и первые две из них оставались без ответа, а только вот уже на третью удалось добиться относительной хотя бы ясности. Мы в таких случаях никогда не пытаемся предопределить степень вины, но мы всегда жёстко реагируем и настаиваем на защите прав. И в данном случае наша позиция заключается в том, чтобы Багирова как минимум перестали содержать в местах заключения и отпустили его под подписку о невыезде до проведения соответствующих судебных процедур.

А что касается Государственной думы, по стечению обстоятельств на этой неделе Государственная дума проголосовала за протокольное поручение — это наш запрос в адрес Министерства иностранных дел с тем, чтобы получить всю официальную информацию, что было, и чтобы нам объяснили, каковы перспективы. После получения ответа из МИД будем возвращаться к этому вопросу и определять, какие ещё меры воздействия на молдавские власти могли бы быть предприняты.




Сообщить о ошибке | Версия для печати




Похожие новости
АРХИВ ТРАНСЛЯЦИЙ
все трансляции
САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ
ВЛАСТЬ
Глава Антикоррупционного центра возмущен «спекуляциями», в которых фигурирует имя депутата Архире
17.04.2022  Комиссар ОБСЕ требует от молдавских властей не пренебрегать проблемами общественного телерадиовещания
17.04.2022  Выгодополучатель от рейдерских атак, Владимир Плахотнюк, обещает сделать страну «более красивой и сильной»
17.04.2022  Тимофти, приговаривавший людей «за антисоветскую агитацию», утверждает, что судил только по поступкам
ЛЮДИ
БИЗНЕС
КРИМИНАЛ