Если до настоящего момента экономические агенты имели возможность инвестировать средства в развитие своего бизнеса без оглядки на обложение прибыли, уплачивая лишь 15 процентов с дивидендов, то теперь есть все основания полагать, что и прибыль и дивиденды предпринимателей «вдруг» исчезнут, то есть уйдут в тень, как это уже было до 2007 года. Как, например, объяснить бизнесмену, что он должен платить дважды? Да никак, никто ничего объяснять и не пытается. Потому что, как и в случае с недофинансированием учреждений, которые обязан снабжать средствами госбюджет, вся ответственность будет переложена на местные власти.
Налог на прибыль является одним из двух налогов (наряду со сбором в дорожный фонд), средства от которого в равных долях поступают в местный и республиканский бюджеты. Так вот, когда выяснится, что предприниматели скрывают прибыль и вводят нерациональные расходы, пострадают в первую очередь местные бюджеты, которым Минфин сократит трансферты с расчетом на прибыль от этого налога. А вот упущенную прибыль госбюджета правительство легко компенсирует за счет увеличения акцизов.
Обратите внимание на рост акцизов, запланированный уже на следующий год, и не удивляйтесь позже, когда выяснится, что растут они планомерно и постоянно. И не надо удивляться, как это делают депутаты-либералы, повышению ввозных пошлин на автомобили (мол, у нас нет автопрома и нам нечего защищать), потому что рост акцизов и пошлин является частью непродуманной фискальной политики и заранее компенсирует плохую (уверен, что она будет именно плохой – в этом не сомневаются и в Минфине) собираемость налогов.
Стоит напомнить, что ещё три года назад соотношение налогов и таможенных сборов было 65 к 35 процентам, а сейчас всё перевернулось с ног на голову, и Молдова снова, как банановая республика, живет за счет таможни. В конце концов, правда, и эта статья доходов начнет подводить наших финансистов одновременно с ростом коррупции в таможенных и налоговых органах и сокращению транзита грузов.
Вернемся к налогу на прибыль. По какой методике Минфин посчитал предполагаемые доходы от его введения? Изучив все документы на сайтах Минфина и правительства, я не нашел на неё ни одной ссылки. Зато нашел преинтереснейшее утверждение: «последствия от введения этого налога будут ощущаться уже в 2012 году». Это как понимать? Экономические агенты должны авансом проплатить налог на предполагаемую прибыль. Если нет, то последствия ведь должны начать ощущаться только в 2013-м? Интересно, кто из экономических агентов будет адекватно подсчитывать предполагаемую прибыль, как и на основании чего её нужно рассчитывать, по каким критериям? Что будут делать органы местной публичной администрации, если доходы по данному виду налогов не поступят в местный бюджет? Компенсирует ли местным бюджетам государство эту упущенную прибыль?
Итак, что мы будем иметь в 2012-году, какие, как говорит Минфин, «последствия»? Не думаю, что ошибусь, если скажу, что с 1 января 2012 года большая часть экономических агентов начнет скрывать свои доходы и выдумывать расходы, избегая оплаты налога. Кого из инвесторов устроят такие условия ведения бизнеса в стране? Ответ, пожалуй, очевиден – никого. При этом, никто не дает гарантии, что в 2013 году налог не поднимут до 15-20 процентов, чтобы компенсировать низкую собираемость высокой ставкой.
Владимир Витюк, депутат парламента от фракции Партии коммунистов