НОВОСТИ И МНЕНИЯ
В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Аналитика Сети: Школы умирают быстро, сёла – мучительно

Опубликовано : 30 ноябрь 2011 г. 10:29 | Просмотров: 2 913 | Категория: Новости
Родственников попросили попрощаться с покойным у свежевыкопанной могилы. Чёрные, слегка трясущиеся фигуры наступали осторожно, как лунатики, по тяжелым глиняно-земляным глыбам с гладкими следами лопаты и наклонялись над гробом. Но плач и рыдания на сельском кладбище не переходили ту незаметную черту надрыва и истерики. Всё происходило без каких-либо подсказок, по-людски, по старым законам приличия и веры. Кто-то из могильщиков совсем уж по-простому обратился к молодому попу, который как и здесь, так и в церкви не спешил с обрядами: «Баде Петре!» Детские головки, одетые в осенние уборы, глядели с любопытством и с каким-то особенным очарованием. Такие энергичные взгляды и живые глаза можно встретить в любом уголке мира. В Хоржештах в тот день хоронили молодого учителя информатики, который по совместительству был ещё и завхозом местной школы. Так как школа попала под предпринятую министерством оптимизацию, люди на поминках, говорили без тени юмора и гнева, что, вот, мол, государство избавилось ещё от одной заботы.

Хоржештскую школу закроют, очевидно, к будущему учебному году. Должны были закрыть ещё в этом, но у людей из этой «неперспективной» коммуны в 600-700 душ откуда-то взялись силёнки противопоставить себя тяжёлому министерскому катку и решению примэрии. Она находится в соседнем селе и за последние десять лет не залатала ни одного квадратного метра дороги в этой забытой богом электоральной дыре. Учителя и селяне организовали собрание протеста перед школой и пригласили прессу. Один из коммерческих телевизионных каналов, как всегда, с удовольствием выстрелил этот жареный факт и забыл всех «до следующего раза». Местная администрация то ли от удивления, то ли от скуки сдала немного обратно, и под предлогом того, что пока не приобрела автобуса для развоза детишек, добавила школьникам и учителям по году жизни. Сопротивляться смысла нет, говорят местные. На их жалобы никто не обращает внимания, а кэрпиненская примэрия никогда жителей Хоржешт за людей не считала. И дело тут не в тех 10-ти учителях и 80-ти детишек. Погибнет школа, погибнет и село, – так рассуждают в Хоржештах здравомыслящие люди.

Пока усопшего отпевали в церкви, немолодой крестьянин рассказывал мне, как умерший от рака учитель помогал и ему и другим селянам советами. «Понимаете, кто тут как не учителя помогут нам подготовить письмо, заявление, подскажут, в какую инстанцию обратиться… Кто ж тут из нас законы знает? А у него и компьютер был, и с Интернетом умел обращаться…». Не вдаваясь в детали, становится понятным, что школа в таком «отсталом» селе является чуть ни ли единственным культурно-просветительским учреждением, представляющим государство и обеспечивающим связь с миром. Закрой школу, и ты убьёшь будущее этого местечка и его жителей. Но о чём это я? Не о прогрессе ли? Разве подписанные с МВФ документы об оптимизации школ не имели в виду именно эффективность экономики? Мир давно движется к городской цивилизации, а земля в развитых странах давно обрабатывается не сёлами, а небольшими фермами, на основе передовых технологий. Примерно так это в теории. Но как пройти на практике отрезок времени от социализма к дикому капитализму на селе? Ведь крестьяне не станут продавать свои земли по бросовым ценам, тем более не смогут продать свои дома, потому что недвижимость в «неперспективном селе» стоит в разы меньше, чем в перспективном? Получается, что, отрезав школу от живого организма села, мы получим социальную раковую опухоль, которая, энергично прорастёт метастазами и будет истязать село до его конечной гибели. Человеку, сраженному этим недугом, небо отпускает для мучения год-два. Сколько отпущено сельской местности? Задумывалось ли министерство просвещения о судьбе таких сёл? Задумывались ли об этом в правительстве? Как долго и каким морфием надо поить село Хоржешты, чтобы оно сильно не выло и смрад его болезни не доходил до столицы?

Только недавно люди смогли построить церквушку в этом селе. Баптистский храм же с американской помощью вот уж два десятилетия как стоит в центре села и выглядит куда выше и краше православного. Да и о какой красоте говорить-то? Новая хоржештская молельня стоит ближе к бывшей овчарне, на месте старой бригады и похожа на дом бедных молодоженов. Неоштукатуренная, с шиферной крышей, без намёка на какой-то купол. Дымовая труба, выведенная из цоколя тыловой стены, сделанная из ирригационной трубы, украденной когда-то под предлогом «стихийного» перераспределения бывшего колхозного имущества. Спрашивается, зачем хоржештянам такое мольбище, если они даже в самые зажиточные времена ходили в красивые церкви Кэрпинен и Минджир, расположенные всего в пяти километрах? Оказывается веками, а село существует с середины пятнадцатого века, хоржештяне мечтали, как любые уважающие себя селяне, иметь свою церковь и свою школу. Чтобы детей крестили здесь, в своём божьем храме, а затем провожали их взглядом до порога другого храма – знания. Школу в советские годы построили отменную, из чистой котельцовой кладки для 250 ребятишек, лет 10 назад её капитально отремонтировали силами села и Фонда социальных инвестиций. И вот когда, наконец, построили церковь, какую ни есть, село лишается школы. Что же это за справедливость, спрашивают сельские жители? Как жить дальше и кто нам поможет? За что нам такое наказание?

Кто им объяснит всё это?

Источник: Блог Валерия Реницэ




Сообщить о ошибке | Версия для печати




Похожие новости
АРХИВ ТРАНСЛЯЦИЙ
все трансляции
САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ
ВЛАСТЬ
Глава Антикоррупционного центра возмущен «спекуляциями», в которых фигурирует имя депутата Архире
17.04.2022  Комиссар ОБСЕ требует от молдавских властей не пренебрегать проблемами общественного телерадиовещания
17.04.2022  Выгодополучатель от рейдерских атак, Владимир Плахотнюк, обещает сделать страну «более красивой и сильной»
17.04.2022  Тимофти, приговаривавший людей «за антисоветскую агитацию», утверждает, что судил только по поступкам
ЛЮДИ
БИЗНЕС
КРИМИНАЛ