Победа над властью в день Победы над фашизмом
Ещё в 2010 году Партия коммунистов смогла, что называется, разорвать шаблон в общественном восприятии. Долгие годы она была известна как партия, обладающая колоссальной электоральной поддержкой, но не общественной. То есть сколь много за неё людей ни голосовало, она не отмечалась массовыми демонстрациями, которые удавались куда менее сильным, с электоральной точки зрения, формированиям. Если в 2010-м символом мирного протеста было 1 Мая, то в 2011-м им снова стал майский день. Только на этот раз — 9-е число, день Победы над фашизмом. Тогда вместе с ПКРМ по улицам Кишинёва прошли около 60 тысяч человек.
За день же до этого молодое поколение молдавских коммунистов — представители Коммунистического союза молодёжи Молдовы — провели акцию «1418 дней и ночей войны». У памятника Героям-комсомольцам, молодым людям, погибшим, защищая свою родную землю, торжественно зажгли ровно 1418 свечей. В память о каждом дне и каждой ночи войны. Символично, что это произошло именно у того самого памятника, против существования которого особенно активно борется нынешняя власть (как столичная, так и центральная) последние два года. Это стало чем-то вроде пролога к акции 9 Мая.
В тот день желающие принять участие в марше собирались в центре Кишинёва, в сквере у Театра оперы и балета. Тех, кто не хотел слушать фальшивые речи первых лиц государства и предпочёл идти маршем вместе с оппозицией, с самого начала были тысячи.
За время шествия к ним примкнуло в несколько раз больше людей — марш поддерживали целыми семьями. Шли от центра столицы и до мемориала воинской славы «Вечность». Это был одновременно и протест, и не протест. Ведь, с одной стороны, никто не собирался политизировать такой праздник, как День Победы. С другой же — граждане протестовали самим фактом своего участия в марше. Протестовали не против каких-либо политических партий, а против пренебрежения власти к памяти о той Победе, против издевательства над ветеранами Великой Отечественной, каковых, увы, осталось «в строю» не так уж много. Против приравнивания их к участникам Первой мировой, воевавших на стороне фашистов. Против «железных крестов», которыми их «награждали». Против заявлений властей предержащих о том, что молдавский народ, оказывается, «проигравший» в той войне. Против претензий власти на запрет вообще всей коммунистической символики, включая и полученные воинами-освободителями орденов и медалей. Что там говорить, если даже нейтральную совершенно георгиевскую ленточку, к раздаче которой традиционно в этом году присоединились и молодые коммунисты, пытались представить как «оккупантскую».
Судя по всему, руководители государства и сами всё это понимали. В тот момент, когда многочисленная колонна только подходила к мемориалу, лидеры правящих партий — Владимир Филат, Михай Гимпу и Мариан Лупу — поспешили его покинуть. О приближении манифестантов они поняли довольно быстро: когда такое количество людей одновременно скандирует «Молдова» и «Слава победителям», не узнать заранее об их приближении попросту невозможно.
«Это количество участников говорит о том, что праздник Победы — всенародный. Какими мы бы сильными в политическом плане ни были, какие был правильные лозунги ни выдвигали, если это не получит поддержку народа, не будет поддержано всеми вами, то мы не соберёмся здесь в таком большом количестве, чтобы отдать дань памяти тем, кто защитил нашу страну и всех нас от фашизма. Это всё благодаря вам», — заявил в этой связи председатель ПКРМ, третий президент страны Владимир Воронин.
Социальный марш
К середине мая в Молдове стало жарко. В политическом плане — особенно. Оставалось не так много времени до очередных всеобщих местных выборов. Правящие партии много и охотно говорили о своих «успехах». Словами, естественно, не ограничивалось — начался новый этап обкатки известных уже жителям Молдовы административного ресурса и давления. Условия жизни же в это время не налаживались. Градус протестных настроений только возрос.
ПКРМ и Социальный марш вернулись в регионы. Самые масштабные акции состоялись в трёх крупных городах севера, центра и юга Молдовы — 22 мая одновременно в Сороках, Оргееве и Кагуле. Акции проходили не только в один и тот же день, но и практически час в час. В общей сложности — несколько десятков тысяч людей, в том числе представители и из других районов республики, приехавшие по трём «адресам», чтобы вместе выступить против политики властей.
«Традиция Социальных маршей, безусловно, приживается в Молдове. Когда нет других инструментов влияния на режим и на власть, остаётся только из всех демократических инструментов прибегать к таким, как прямое действие, как социальные марши, как демонстрации. Социальные марши, которые развернулись сегодня в Оргееве, Кагуле и Сороках, конечно, застали эту власть врасплох», — отметил в этой связи депутат-коммунист, координатор ПКРМ по вопросам идеологии Марк Ткачук.
И, наконец, 29 мая состоялось шествие в Кишинёве. Уже натуральный политический протест, с куда более жёсткой риторикой, нежели в день светлого праздника 9 Мая. Акция была, как и все другие, сугубо мирная, но на этот раз в ней принимали участие хоть и мирные, но, скажем так, сердитые люди. Те, кого не устраивала вальяжность властей, ретировавшихся двадцатью днями ранее с мемориала «Вечность», а потом попытавшихся сделать вид, будто ничего не случилось.
Коммунистам пытались доказать, будто с ними на самом деле никто на акции выходить не хочет, а 60 тысяч человек от 9 Мая — следствие праздника. Как будто случайно люди в тот день пораньше отправлялись в центр города, а не шли парой часов позже сразу на мемориал. Были заявления и похлеще. Так, правоохранительные органы постарались максимально принизить реальное число участников в своих отчётах, сократив его всего до нескольких тысяч. А председатель Либеральной партии Михай Гимпу так и вовсе заявил, что участникам шествия платили.
Тем не менее штатные критики ПКРМ и всех недовольных граждан Молдовы в тот день, 29 мая, получили натуральный холодный душ. В марше по центру столицы, завершившемся на центральной площади, приняло участие порядка 70 тысяч человек — даже больше, чем в День Победы. И это уже было не просто желание вместе выйти в честь праздника — это был осознанный протест против властей. Которыми не был доволен никто из присутствующих. Не говоря уже об оскорбительных репликах в адрес протестующих — то же самое обвинение в подкупе посчитали личным оскорблением все участники Марша Победы, равно как и те, кто в тот день с ними не шёл, но для кого память о той победе священна. Михая Гимпу освистали 70 тысяч участников марша, пришедших на площадь у здания правительства.
Впрочем, Гимпу в этой ситуации — персонаж третьего плана. На первом плане было знамя Штефана чел Маре, которое вынесли на центральную
площадь Кишинёва в тот день протестующие. Именно этот символ молдавской государственности и стал символом протеста властям. Именно ПКРМ впервые за двадцатилетнюю историю независимой Республики Молдова организовала проест под промолдавскими лозунгами. Именно на этом протесте участники скандировали «Молдова!».
«Этот режим и его представители, пришедшие к власти на погромах, на фальсификации, на подкупах и обмане, на уничтожении символики молдавской независимости, не имеют больше ни морального, ни политического права управлять страной. Они не имеют права ни организовывать демократические выборы, ни представлять народ Республики Молдова и говорить от его имени. Тем более они не имеют права своим преступным бездействием и непрофессионализмом лишать наш народ и нашу страну независимости и европейской перспективы», — заявили тогда протестующие в своей резолюции.
Партия городов
Самый же, наверное, главный сюрприз для оппонентов ПКРМ оформила на всеобщей кампании по выборам в местные органы власти. Результаты показали, что, и находясь в оппозиции, коммунисты сохраняют свой электоральный потенциал. И даже, что характерно, расширяют его за счёт новых возможностей.
Главным фактором шока всех тех, кто поспешил «похоронить» ПКРМ, стала победа в крупнейших городах страны. В Бельцах была одержана победа на выборах примара уже в первом туре, не говоря уже о большинстве в муниципальном совете. «Дубль» — большинство в совете и пост примара — получила ПКРМ и в Кагуле, и в Сороках. В общей сложности в 17-ти районных центрах кандидаты от ПКРМ были избраны примарами, причём в половине из них — уже в первом туре. Практически везде победа примара подкреплялась и получением большинства в городском совете. Всего же число райцентров, где в горсовете ПКРМ оказалась в большинстве, и того больше — 21, порядка двух третей. Выборы в районные советы тоже продемонстрировали высокий потенциал Партии коммунистов — десять мест председателей районов и три десятка вице-председателей. Таким образом, коммунисты оказались представлены в управлении подавляющего числа районов страны, за исключением, пожалуй, трёх-четырёх. Что уже не просто не крах. Это на порядок выше результата, показанного четыре года назад всё той же ПКРМ, причём теперь она выступала в качестве оппозиционной силы на общегосударственном уровне.
Главным же успехом ПКРМ стал, несомненно, её успех в столице — Кишинёве. Долгие годы политологи считали, что уж здесь коммунисты никогда не победят, хоть и будут занимать первое место среди всех партий в целом. Тенденция была полностью уничтожена. Впервые в своей истории коммунисты заручились достаточным количеством голосов кишинёвских избирателей, чтобы получить большинство в муниципальном совете.
Если добавить к Кишинёву и Бельцам ещё и два десятка райцентров, а также ряд городов, которые райцентрами не являются, выходит, что ПКРМ объединяет порядка 30-ти городов Молдовы. Это уже совсем новая тенденция в новейшей молдавской политической истории.
«В городах тенденция роста носит поистине взрывной характер. Так, общее количество избирателей, проголосовавших за ПКРМ в городах, где Партия коммунистов одержала победу на уровне примара и/или городского совета, составляет 259 628 избирателей. В 2007 году в городах, где местная власть была частично или полностью сформирована ПКРМ, за коммунистов проголосовало 54 489 избирателей. То есть рост составил 377 процентов. Изменился не только качественный состав наших сторонников, но и количественный. Несомненно, нас стало гораздо больше. Мы обратили внимание на то, что в городской Молдове популярность ПКРМ начала уверенно, стойко и предсказуемо расти. Эта тенденция усилилась в прошлом году, а нынешние выборы подтвердили, что она не просто сохранила свой ритм, но и резко интенсифицировалась. Чего не скажешь о сёлах», — такую оценку итогам местных выборов дал исполнительный секретарь ПКРМ, депутат парламента Юрий Мунтян.
Сколько раз уже пытались пенять молдавским коммунистам, что, дескать, их избиратель — «малообразованный пожилой крестьянин». Ну, ничего себе отношение к жителям села, не правда ли? Однако теперь даже такая риторика не может пройти. Правда, некоторые «штатные критики ПКРМ» перестроились и приписывают всё «засевшим в городах оккупантам». Но это уже бред, рассчитанный только на очень уж зашоренных зрителей. В реальности же Партия городов в Молдове себя показала. И, возможно, именно поэтому действующую власть так пугают досрочные парламентские выборы.
Возвращение к проекту
Как уже говорилось, ПКРМ получила на выборах власть в трёх десятках городов. Что очень и очень напоминает один из пунктов «Молдавского проекта», разработанного ей ещё в 2009 году. Этот проект тогда вызвал немалый резонанс. Однако реализация его оказалась не таким уж лёгким делом. Коммунисты регулярно и постоянно разрабатывали новые и новые инициативы по улучшению социальной и экономической ситуации в стране. О них было известно, их представляли как в парламенте, так и просто в диалоге с обществом. ПКРМ была вполне готова делиться своими идеями с властью. Но власть слышать голос оппозиции упорно не хотела. Что было с её стороны довольно глупо — ведь для реализации уже разработанных проектов вовсе не требовалось делиться, пардон за тавтологию, самой властью. В результате полностью реализованным оказался лишь один из намеченных пунктов — всё тот же Социальный марш.
Однако по окончании всеобщих местных выборов ситуация изменилась. И совсем по-другому уже воспринимался проект «40 городов», одна из основных составных частей «Молдавского проекта». Целый конгломерат крупнейших населённых пунктов, включая и крупнейшие в республике, — та сила, с которой уже вынуждены были считаться все. И если за разработкой предложений дело не стало, то необходимо было отыскать ресурсы для их реализации. С этим у ПКРМ проблем, как выяснилось, тоже нет. В ход пошли международные связи — наработанные отношения с коллегами по идейным взглядам.
Так, в сентябре этого года делегация Партии коммунистов Республики Молдова совершила масштабный визит в Китай, где встречалась с ведущими руководителями тамошней правящей Компартии. Именно этот визит и заложил материальную базу для реализации проекта «40 городов». Китайские руководители оказались неравнодушны к проблемам своих молдавских коллег. И выразили готовность помочь Молдове инвестициями. Уже по возвращении из Китая делегации ПКРМ несколько городов страны «получили» побратимов из Поднебесной. Что может показаться, на первый взгляд, красивой и милой дипломатической безделицей, но на деле является началом для сотрудничества, которое приведёт к реализации масштабных и именно что инфраструктурных проектов. Начиная от ремонта путей сообщения, заканчивая строительством новых центров социально-экономической важности и созданием большого числа рабочих мест.
«Пример Китая, но также и Молдовы ясно демонстрирует, что демократию может проводить и одна партия власти, опирающаяся на гуманистическую идеологию, государственность, борьбу со всеми формами угнетения человека, которая выступает за социальную справедливость, борется с коррупцией», — подчеркнул глава делегации Юрий Мунтян по возвращении.
Разумеется, одних договорённостей для работы мало, и логичным этапом стала консолидация городов Молдовы. Это тоже не заставило себя долго ждать: у ПКРМ уже было готово решающее вопрос предложение — инициированный ею Гражданский конгресс.
От марша к конгрессу
Новые акции протеста начались осенью. ПКРМ на парламентском уровне потребовала переформатирования власти. Хотя, конечно, могла потребовать и досрочных парламентских выборов. Кому-кому, а коммунистам новая кампания была бы вполне выгодна, с электоральной точки зрения. Но не с моральной, поскольку новые выборы могут ужаснейшим образом сказаться на всём народе республики в целом. Тем не менее правящие партии возможности переговоров с оппозицией, по совместительству с крупнейшей фракцией парламента, проигнорировали. Это уже никому, кто устал от перманентного политического кризиса, не могло прийтись по душе.
18 ноября ПКРМ сделала «пробный выстрел» в Кишинёве. Несколько сотен людей протестовали против бездействия муниципального совета и саботажа примара Дорина Киртоакэ. Но это было, разумеется, лёгкой прелюдией в сравнении с многотысячными акциями, которые последовали затем.
19 ноября одновременно прошли массовые митинги в Сороках, Единцах и в Гагаузии, в Комрате. Тысячи участников из разных районов потребовали отставки и ликвидации правящего Альянса «За евроинтеграцию».
26-го межрегиональные многотысячные митинги продолжились ещё в четырёх городах: Хынчештах, Глодянах, Оргееве и Кагуле. Власти зачастую мешали проведению митингов, оставляя протестующих без необходимой аппаратуры. Но акции продолжились.
Официально об инициации Гражданского конгресса представители различных регионов заявили на трёх его учредительных собраниях, прошедших в Бельцах, Страшенах и Тараклии. На очереди был Кишинёв, где предполагалось учредить Гражданский конгресс окончательно и бесповоротно.
О шествии 10 декабря, в котором приняли участие десятки тысяч людей, мы писали совсем недавно. Напомним, что участники Гражданского конгресса и Социального марша выдвинули ультиматум власти.
«Признать действующий правящий Альянс «За европейскую интеграцию» недееспособной, социально опасной, криминальной структурой, вся деятельность которой представляет угрозу независимости Республики Молдова, обрекает многонациональный молдавский народ на физическое уничтожение, социальную, политическую и культурную деградацию. Во избежание неминуемой социально-политической катастрофы в Республике Молдова Гражданский конгресс требует от правящего режима принять единственно верное, ответственное решение: распустить до конца 2011 года действующий альянс, а парламентским партиям, готовым к изменению политического курса, незамедлительно приступить к переговорам с оппозицией по формированию правительства народного доверия с соответствующей программой антикризисного правления. Только такой путь способен сплотить наше общество, остановить нарастающий раскол и масштабное противостояние между властью и народом», — потребовали участники митинга.
И тем не менее ПКРМ предпочла завершить уходящий год на спокойной ноте. Уже 14 декабря был учреждён «Союз городов Молдовы» — структура, которой предстоит воплощать в жизнь план «40 городов». Ассоциация намерена представлять интересы городов Молдовы за рубежом, а также обеспечивать скоординированную деятельность по налаживанию партнёрских отношений и связей в рамках различных программ со странами Европейского союза, СНГ, а также с Китайской Народной Республикой для привлечению и реализации совместных инвестиционных проектов по модернизации и развитию городов.
Что будет дальше — покажет будущий год. Во всяком случае, если требования десятков и сотен тысяч недовольных нынешней властью граждан не будут выполнены, оппозиция может ужесточить риторику и перейти к пути гражданского неповиновения. Но это уже тема для следующей беседы.