НОВОСТИ И МНЕНИЯ
В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Аналитика Сети: Иллюзия успеха

Опубликовано : 31 январь 2012 г. 08:34 | Просмотров: 26 368 | Категория: Новости / Власть
Справка: Статья была написана в октябре 2011 года и вышла в свет в январе 2012 в престижном международном журнале New Eastern Europe, issue 1(II)/2012 – Democracy on Trial. Сегодня автор статьи, Алексей Тулбуре, член Комитета в Защиту Конституции и Демократии

После последнего Варшавского саммита Восточного партнерства ЕС подконтрольные власти пресса и экспертное сообщество в Кишиневе наперегонки поспешили заявить о том, что с Молдовой (в отличие от большинства других стран-участниц Партнерства)  на саммите обращались по-особому,  как  с т.н. «success story» в том, что касается европейских реформ. 

Сам премьер-министр на специально созванном после саммита брифинге заявил, например,  что в вопросе получения режима безвизового передвижения для молдавских граждан на саммите был достигнут огромный прогресс: нам пообещали, что без виз мы будем ездить не в каком-то неопределенном  будущем, а уже тогда, когда будем к этому готовы.  Премьер еще много говорил и о «других европейских успехах» Молдовы…

Это все очень напоминало сеансы самовосхваления и бахвальства, которые периодически проводили  коммунистические власти еще несколько лет назад. На фоне разложения судебной системы, удушения независимой прессы, монополизации ведущих отраслей экономики страны и  поголовной коррупции, власти говорили об успешном  выполнении положений Плана Индивидуальных  Мер Евросоюз-Молдова, о получении статуса ассоциированного члена ЕС и безвизового режима передвижения для граждан Молдовы в самом ближайшем будущем. Вот-вот и будет всем счастье.

Тогда такое бахвальство ни у кого, кроме робкой и слабой оппозиции, не вызывало отторжения. Более того, такое положение дел, казалось, устраивало всех и в Кишиневе, и в Брюсселе. Как любили шутить тогда циники от дипломатии, перефразируя известное выражение советских времен: Молдова делает вид, что проводит европейские реформы, а Евросоюз делает вид, что верит этому.  Все были довольны: Молдова не ощущала политического давления ЕС, Брюссель сохранял иллюзию сохранения Молдовы в зоне своего влияния, при этом не делал никаких авансов в том, что касается институциональной интеграции Молдовы в Союз. Все это сдабривалось густым  соусом проевропейской фразеологии, в особенности со стороны молдавских властей.  

Вспоминаю беседы с одним западным экспертом, постоянно находящимся тогда в Кишиневе для оказания содействия властям в деле выполнения условий Плана ЕС-Молдова. На мои замечания, что отсутствие критики действий молдавских властей, прекращение давления на Кишинев губительно для молдавской демократии, для европейского будущего страны, он отвечал вопросом на вопрос: вы что хотите, чтобы нашими претензиями мы заставили Молдову повернуться к Европе спиной и броситься в объятия России?  Я логику понял, хотя с ней и не согласился. Однако, быстро сообразил, что продолжать спор бесполезно.

Декларации и обещания

То, что описанное положение дел устраивало всех,  говорят все те усилия, которые приложили европейцы для преодоления политического кризиса, возникшего после парламентских выборов 5 апреля 2009 года, и уличных выступлений  7 апреля, закончившихся вандализацией зданий парламента и президентской администрации, массовыми арестами и острым противостоянием между победившей на выборах (60 мест из 101) Партией Коммунистов РМ и оппозицией. Для избрания президента и продолжения управления страной  коммунистам не хватало одного голоса. В условиях разразившего кризиса коммунисты не были в состоянии этот  голос найти в рядах оппозиционных парламентских партий. Через своих представителей ЕС активно помогал коммунистам найти недостающий голос. Это говорит о том, что в лице тогдашней оппозиции (нынешней власти) ЕС не видел перспективных партнеров для сотрудничества и искренне желал сохранения status quo в Молдове.

Дальнейшее развитие событий известно: парламент не смог избрать президента (тот единственный голос  так и не был найден) и был распущен. Досрочные парламентские выборы изменили политический ландшафт Молдовы: коммунисты потеряли большинство, и к власти пришла коалиция, состоящая из четырех партий. Назвала себя новая коалиция Альянсом за Европейскую Интеграцию (АЕИ).  Антикоммунистическая коалиция, а она именно так себя позиционировала получила немедленную поддержку со стороны ЕС и международных финансовых институтов, в частности МВФ. Правительство, которое возглавил лидер Либерально-Демократической Партии Молдовы, г-н Владимир Филат, разработало и приняло амбициозную программу реформ, которая в первую очередь предусматривала меры по демонополизации  экономики, оздоровлению судебной системы, модернизации  и демократизации силовых министерств и ведомств, искоренению коррупции, обеспечению реальной свободы слова и гарантии защиты прав человека в Молдове.

Однако, дальше деклараций и громких обещаний дело не пошло.  Из предложенных реформ ни  одна не была реализована, не было выполнено ни одно из обещаний, данных собственным избирателям и международным партнерам.  

За два года Молдова не избавилась от унизительной характеристики самой нищей страны Европы. Несмотря на постоянно декларируемый правительством экономический рост, на доходах и бедственном положении населения он никак не сказывается. Хрупкая  финансовая  стабильность обеспечивается, как и прежде, не ростом поступлений от экспорта товаров, а исключительно денежными переводами молдавских трудовых мигрантов из-за рубежа. Целые отрасли экономики монопольно контролируются несколькими политико-экономическими группировками, которые через различного рода коррупционные схемы ежегодно выводят из публичного оборота миллиарды леев. Вследствие этого цены на товары и услуги населению неоправданно завышаются.  Люди не в состоянии платить за медицинские услуги, продукты, товары первой необходимости, за фактуры за коммунальные услуги: свет, воду, газ.  Некоторые феномены предыдущей эпохи, как, например, недружественные поглощения (или другими словами рейдерские захваты) предприятий приобрели открытый характер и еще больший размах.

Аргументы в защиту правительства, что, мол, правление Альянса за Европейскую Интеграцию совпало с  волной мирового экономического кризиса, не выдерживают критики, поскольку подавляющее большинство проблем молдавской экономики связано не с обвалом мировых финансовых рынков (надо не забывать, что у Молдовы очень низкий уровень включения в мировую финансовую систему) и кризисом неплатежей, а с коррупцией, отсутствием независимого правосудия  и качеством управления экономическими процессами внутри страны.  

Деньги решают все

Судебная система Молдовы полностью коррумпирована. Ни о какой независимости судей и речи не идет.  То, что происходит сегодня в судах Молдовы беспрецедентно по своему цинизму  и правовому нигилизму. Такого масштаба беззакония не было ни при коммунистах, ни до них:  взятки, незаконные решения, юридическое обеспечение рейдерства, уголовные приговоры против политических оппонентов и т. д.  Деньги решают все.  Можно с полной ответственностью утверждать, что судебная система находится в состоянии морального разложения и функционального паралича. Согласно социологическим опросам уровень доверия к судебной системе со стороны населения  достиг в Молдове исторического минимума.

Силовые структуры – Прокуратура, Центр по борьбе коррупцией и экономическими преступлениями, Служба информации и безопасности, МВД, -  работают в интересах тех партий, которые, согласно коалиционного алгоритма, предлагали и назначали новых руководителей этих ведомств. В этих условиях основным занятием этих организаций стал сбор компромата и защита экономических интересов своих политических патронов.

В правительстве и парламенте не прекращаются скандалы и взаимные обвинения. При этом фигурантами этих скандалов являются не власть и оппозиция, а исключительно члены правящей коалиции, которые постоянно обвиняют друг друга во всевозможных преступлениях.

Справедливости ради необходимо сказать, что несколько изменилась ситуация со свободой слова. На информационном рынке Молдовы появилось сразу два мощных частных телевидения:  Jurnal TV и Publika TV, на которых практически круглосуточно обсуждаются проблемы, представляющие общественный интерес. Однако и тут заслуги правительства  никакой нет. Все это частные инвестиции и инициативы.

На фоне всего этого Альянс за Европейскую Интеграцию вот уже два года не в состоянии избрать президента. Это с одной стороны держало АЕИ в состоянии  постоянного шаха (неизбрание главы государства ведет к роспуску парламента) с другой – стало универсальной отговоркой и объяснением отсутствия хоть какого-то прогресса в деле европейских реформ в Молдове.  

Абсолютно политическая проблема (неспособность политиков договариваться) в интерпретации лидеров АЕИ стала проблемой конституционной. Причину кризиса они видели не в себе, а в несовершенстве Конституции. В попытках «подогнать» Конституцию под себя т.н. «проевропейские» власти пошли на нарушение всех европейских норм и стандартов, включая изменение избирательного законодательства во время выборов, т.е. изменение правил игры во время игры, попытки изменить Конституцию через процедуры, не предусмотренные законодательством и т.п.

На фоне всего этого на головы несчастного населения выливаются тоны пропаганды, в которой главное место занимает информация об успехах Молдовы в деле евроинтеграции.  

Déjà vu

Это мы тоже проходили. Помнится в 2004-2005 гг. МИД Молдовы успехами в деле евроинтеграции называл открытие офиса Европейской Комиссии в Молдове (Европейская Делегация), открытие миссии EUBAM (участие ЕС в совместном таможенном контроле на молдо-украинской границе  на приднестровском сегменте), создание единого визового центра в Молдове, подписание Плана Индивидуальных Мер ЕС-Молдова и т.д. Это все были меры, предпринятые Евросоюзом в одностороннем порядке, в качестве аванса молдавским властям за будущие реформы. Известно, что никаких реформ не последовало.

Сегодня правительство Филата, как и его коммунистические предтечи, приписывает себе то, что делает ЕС для Молдовы. Как и в предыдущие годы, односторонние достижения ЕС выдаются за успехи молдавских властей.  Никакого прогресса. Никаких реформ.

Ненормальность  такого подхода ощущалось и в предыдущие годы, однако от коммунистов, по большому счету, многого в плане европейских реформ и не ждали. Ни в стране, ни за ее пределами. При этом коммунисты не позволяли себе нарушать европейские «приличия», волюнтаристски меняя законодательство, подгоняя под себя Избирательный Кодекс  или Конституцию. Существовали программы сотрудничества,  по которым все европейское законодательство страны на различных этапах разработки проходило обязательную экспертизу в Страсбурге. Рекомендации Совета Европы, Евросоюза, ОБСЕ и других международных партнеров учитывались как в законодательной, так и в управленческой практике государства.

То, что вытворяют сегодня в Молдове политические силы, называющие себя Альянсом за Европейскую Интеграцию, иначе как профанацией и дискредитацией идеи европейского сотрудничества и интеграции не назовешь. Экономическая разруха, полный развал судебной системы, поголовная коррупция и разгул преступности, деградация образования и медицины, нищета, безработица, прокурорский и чиновничий произвол  - и все это под  лозунгами европейской интеграции!

Любая критика в адрес Альянса расценивается как коммунистическая пропаганда. Требования соблюдения закона – коммунистическая пропаганда! Критика в адрес коррумпированных чиновников – происки коммунистических агентов! Требование реформ в судебной системе – козни врагов молдавской демократии!  И так далее, и тому подобное. Под флагами и лозунгами антикоммунизма и евроинтеграции, являющимися, по мнению правящей элиты, своего рода индульгенцией на вседозволенность,  Молдова уходит все дальше (и может быть навсегда) от своего европейского будущего.

Подлость ситуации заключается в том, что сейчас многие просто дезориентированы, не знают какие требования и кому выдвигать. Если при коммунистах жили надеждой, что после их ухода у страны появится реальный шанс осуществить европейский рывок в будущее, то после прихода т.н. «проевропейских политиков» к власти, успешно проваливших все европейские экзамены, у людей не остается даже слабой надежды, что что-то измениться к лучшему. Периодическая смена власти остается  единственным демократическим достижением, отличающим нас от других стран-членов Восточного Партнерства ЕС.

Медовый месяц прошел

Двусмысленность и фальшь происходящего в Молдове очевидна, кажется, всем. Однако адекватно на это реагирует только население страны, которое гораздо более активно чем в предыдущие «антиевропейские» годы ищет всевозможные пути легальной и нелегальной эмиграции из страны. Очереди в архивы, где граждане добывают  копии документов, необходимых для получения румынского (европейского, безвизового) гражданства,  огромны.  Степень недоверия к политическому классу Молдовы в целом, к молдавскому государству достигло очень высокого уровня. Наилучшей жизненной программой считается исход из страны. Детские приюты и сиротские дома полны беспризорных  детей, оставленных уехавшими на заработки за рубеж родителями. Во многих селах можно встретить только стариков и детей. Большинство трудоспособного населения уехало из Молдовы в поисках лучшей доли.

Каково истинное отношение Евросоюза к происходящему в Молдове сказать сложно. Не исключено, что где-то за закрытыми дверьми молдавские руководители выслушивают в свой адрес  много неприятного  от своих европейских партнеров. Но мы этого не знаем. То, что мы видим, слышим и соответственно знаем  - это  почти полное отсутствие всякой публичной критики в адрес молдавских властей со стороны представителей ЕС в том, что касается хода европейских реформ в Молдове.  Дирка Шубеля, представителя Еврокомиссии в Республике Молдова, робко заявившего о том, что медовый месяц между Евросоюзом и Молдовой закончился, возмущенные власти чуть не заставили проглотить свои собственные слова. Позже он был вынужден заявить, что его неправильно поняли.

Была еще одна попытка просигналить официальному Кишиневу о существующих проблемах в процессе евроинтеграции. Сделал ее президент Румынии Трэян Бэсеску, который на встрече с молдавскими студентами, проводящими каникулы в Румынии, заявил о том, что Молдова уже не является   приоритетом  в повестке дня Евросоюза, и что интеграционное окно возможностей для Республики Молдова может очень быстро закрыться.  В ответ на это молдавский премьер Владимир Филат обвинил Бэсеску в слабой информированности.

Все. Больше критических публичных сигналов  со стороны европейских партнеров не было зафиксировано. Déjà vu, это уже было в недавней истории нашей страны. Ни к чему хорошему это не привело. При слабости оппозиции, гражданского общества, при отсутствии какого-либо серьезного давления со стороны улицы (не надо забывать, что самая активная, в т.ч. политически, часть населения находится за рубежом), конструктивная критика, позитивное давление  на правительство со стороны международных партнеров, в данном случае Евросоюза, является чуть ли не единственным механизмом побуждения и корректирования действий власти. Это давление со стороны Евросоюза  - публичное (чтобы все слышали и видели), - является в нашем случае неотъемлемым и необходимым элементом нормального, эффективного  управления страной.

Что заставляет Евросоюз держать рот закрытым? Боязнь возвращения коммунистов к власти? Желание не обидеть официальный Кишинев и проиграть в геополитическом противостоянии с Россией (Евразией)?  Или такое положение дел устраивает Брюссель и другие европейские столицы? Сложно сказать.

Одно очевидно: нет ничего более губительного для идеи европейского будущего Молдовы, чем молчаливое потворство со стороны Евросоюза действиям нынешних молдавских властей. Люди все видят и рассуждают так: если этот хаос и разруха есть «успешное продвижение Молдовы по пути евроинтеграции», и Евросоюз с этим согласен, то нам такой евроинтеграции не нужно.

Восточное партнерство – хороший проект  для таких стран как Молдова. Он не открывает перспектив вступления в ЕС, но создает условия для демократических трансформаций в странах участницах Партнерства.  Однако даже такая замечательная инициатива не может  помочь тогда, когда у национальных элит нет политической воли к изменениям, а международные партнеры делают все для того, чтобы эта воля никогда не появилась.
Отставка коррумпированного прокурора, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, или прямая и открытая критика правительства гораздо более полезны делу европейской интеграции, чем непрерывное приклеивание блестящего ярлыка  «Success story» то к лацкану премьерского пиджака, то к дырявому рубищу нищей Молдовы.

Дальнейшая дискредитация европейской идеи в Республике Молдова замалчиванием существующих проблем безусловно приведет к тому, чего европейцы пытаются избежать: Молдова повернется спиной к Западу, и лицом к Востоку, откуда пока еще робко, но уже ощутимо светит солнце Евразийского Союза.  

Алексей Тулбуре,

Постпред Молдовы в Совете Европы (2002-2006),
Посол Молдовы в ООН (2006-2008)




Сообщить о ошибке | Версия для печати




Похожие новости
ВЛАСТЬ
АРХИВ ТРАНСЛЯЦИЙ
все трансляции
САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ
ВЛАСТЬ
Глава Антикоррупционного центра возмущен «спекуляциями», в которых фигурирует имя депутата Архире
17.04.2022  Комиссар ОБСЕ требует от молдавских властей не пренебрегать проблемами общественного телерадиовещания
17.04.2022  Выгодополучатель от рейдерских атак, Владимир Плахотнюк, обещает сделать страну «более красивой и сильной»
17.04.2022  Тимофти, приговаривавший людей «за антисоветскую агитацию», утверждает, что судил только по поступкам
ЛЮДИ
БИЗНЕС
КРИМИНАЛ