Вопиющий случай нападения на оператора информагентства «Омега» Владимира Вивича и последовавшая за тем молчаливая реакция властей лишний раз подтвердили, насколько небезопасна сегодня в Молдове профессия журналиста, а неугодным СМИ пытаются закрыть рот любыми способами, не гнушаясь даже такими. Первой организацией, которая в своем специальном заявлении осудила произошедшее и потребовала от правящего альянса срочного расследования, оказалась ОБСЕ. В выпусках новостей на провластных каналах этому инциденту не нашлось места.
Представитель ОБСЕ по свободе прессы Дунья Миятович в специальном заявлении потребовала оперативно расследовать данное происшествие и наказать виновных. «Нападение на Владимира Вивича может иметь негативный эффект на средства массовой информации. Жизненно важно оперативно расследовать это преступление, выявив его цель и наказать нападавших», — заявила Дунья Миятович, подчеркнув, что «власти Молдовы должны продемонстрировать свою приверженность обязательствам в рамках ОБСЕ по обеспечению свободы средств массовой информации и бороться против любых проявлений насилия и угроз в отношении журналистов».
С единым обращением, в котором выражена озабоченность в связи с нападением на сотрудника агентства «Омега», выступили и многие национальные медийные организации. «Считаем это происшествие из ряда вон выходящим, недопустимым и требуем от правовых структур провести расследование по данному делу объективно, открыто и завершить расследование как можно в более сжатые сроки с тем, чтобы преступники понесли наказание, в соответствии с действующим законодательством», — говорится в сообщении, подписанном Центром независимой журналистики, Центром журналистских расследований, Ассоциацией независимой прессы, Ассоциацией электронной прессы, Центром молодых журналистов Access-Info.
Гражданское общество потребовало от властей исполнения «обязанностей по обеспечению условий, при которых все граждане, включая журналистов, могли бы осуществлять свою деятельность в полной безопасности». В случае если дело так и не будет раскрыто, по мнению неправительственных организаций, это создаст предпосылки для повторения подобных инцидентов, что недопустимо в демократическом обществе и правовом государстве.
Эй, «коллеги», «чужих» бьют?
Во всей этой истории больше всего удивила реакция коллег по журналистскому цеху из приближенных к правящему альянсу телевизионных каналов. В то время как журналисты из «красных» СМИ, как вы нас называете, били тревогу и обрывали телефоны столичного комиссариата и больницы скорой помощи, на ваших провластных каналах об избиении оператора оппозиционного канала не было сказано ни слова.
Только представьте: в Кишиневе жестоко избили человека, коллегу, а на большинстве каналов, коллективы которых лично знают потерпевшего, не нашлось ни одного, кто бы обеспокоился.
В их новостных лентах, повторяющихся каждые десять минут, не нашлось и полминуты, чтобы рассказать о случившемся. Нашлось бы, если бы начальство не сказало: «В сюжет не давать». А почему не давать? Почему на вашем канале, уважаемые коллеги из «Публика ТВ», где вы все говорите что думаете, не нашлось ни одного принципиального, честного и неподкупного журналиста?
Вы все втихаря смотрели новость об избиении Владимира на ленте сайта «Омеги», и ни один из вас не посчитал за профессиональную честь дать эту новость в эфир. Какая же вы после этого объективная и беспристрастная пресса?
А если бы кого-то из вас, уважаемые журналисты, избили бы до полусмерти, и не важно, какой вы политической и национальной принадлежности?
Неужто в вас не осталось ничего из того, что называется простым человеческим состраданием, корпоративным духом и желанием соучастия?
Молчание — знак согласия
Отсутствие официальной позиции власти по случившемуся общественность восприняла как знак согласия и потворства творящемуся беспределу. Это молчание еще более красноречиво после незаконного лишения телеканала NIT лицензии на вещание, которое осудили практически все международные структуры, включая ОБСЕ и Совет Европы, обязав правящий альянс соблюдать принцип равенства в отношении санкционирования средств массовой информации. Но вседозволенность, которую власти почувствовали с подачи тех же европейских эмиссаров, закрывающих глаза на установление в нашей стране тоталитарного, полукриминального режима олигархических групп, привела к полнейшему игнорированию даже таких авторитетных рекомендаций.
Филат, не стесняясь, аккурат в преддверии Международного дня печатной прессы поздравил молдавских журналистов с тем, что, оказывается, под его руководством на посту главы кабмина в Молдове «было многое сделано для свободы прессы». И что она, пресса, в том числе оппозиционная, имеет все возможности для полноценного профессионального развития.
Но свобода слова не предполагает избиения операторов и журналистов, не означает закрытие телевизионных каналов только потому, что они имеют свою гражданскую и профессиональную позицию, не прогибаются под власть и не снимают постановочные имиджевые портреты за барские гонорары. В их репортажах и новостях — объективная реальность, которая может сколько угодно, до тошноты раздражать Филата, Гимпу и Лупу, но от этого она не станет чем-то иным, кроме правды, списанной с жизни объективом камеры. Возможность показывать другую точку зрения, отличную от официальной, какой бы она ни была, и есть свобода слова, и есть свобода СМИ.