Прошло более месяца с момента отзыва лицензии телекомпании NIТ. Журналисты, политики и общественники всё это время пытались призвать власти к остаткам разума. Безрезультатно. Риторика деятелей из альянса становилась жестче и жестче. В четверг, 10 мая, Высшая судебная палата была вправе приостановить действие решения об отзыве лицензии телекомпании NIT. Этого не произошло. Теперь остался один путь — в Страсбург.
Аллергия на информацию
На протяжении последних трех лет журналисты NIТа разоблачали представителей власти. Серые схемы, махинации, коррупция, продвижение партийных интересов, казнокрадство и прочее — обо всём этом говорили в журналистских расследованиях. Где, как не на NIТе, можно было узнать о контрабандных схемах, в которые вовлечены представители власти? Кто еще из тележурналистов открыто может рассказать о криминальных действиях правителей из альянса?
А ведь контрабандный сигаретный бизнес по-прежнему процветает. Хоть кто-нибудь из руководства таможни был наказан за дыры на границе? Конечно же, нет. Господин Балицкий, ранее заведовавший бизнесом семьи Филата, надежно закрепился в кресле главного таможенника. Между тем проблема контрабандного ввоза сигарет так и не решена в Румынии. А ведь ежегодно эти схемы наносят бюджету Румынии ущерб в 1 миллиард долларов. Когда на телеканале NIТ появились первые расследования на сей счет, чиновники задрожали. И многие наверняка отлично помнят, как тот же господин Балицкий убегал от прицела телекамеры в коридорах правительства.
Также стоит вспомнить, что в эфире телеканала NIT и на интернет-страницах агентства «Омега» впервые общество узнало о махинациях и серых схемах по поставке коньяка «Белый аист» и другой продукции предприятия Aroma в Россию через один канал поставок — фирму «Моро». Об этих схемах рассказал еще в мае 2010 года Олег Рейдман. Журналисты пытались добиться правды от чиновничьего аппарата, требовали от прокуратуры и следственных органов провести собственную работу. Но воз и ныне там.
И только в программах телеканала NIT общество узнало всю правду о главных экологических проблемах Кишинева — мусорной свалке и очистных сооружениях. Журналисты рассказали, что геотубы, используемые на очистных сооружениях, — это бомба замедленного действия. А также привлекли внимание к свалке в Цынцаренах. Ведь срок эксплуатации свалки завершился в конце 2010 года. Экологическая обстановка в Цынцаренах катастрофична, а власти Кишинева во главе с либералом Дорином Киртоакэ так и не решили проблему со строительством завода по переработке мусора. И хорошо, что журналисты вспомнили злосчастный контракт с сомнительной итальянской фирмой, которая намеревалась ввозить в Молдову отходы. Так или иначе, на экологические проблемы в Цынцаренах до сих пор не решены. А свалка переехала ближе к Кишиневу. Теперь она находится в полутора километрах от жилых домов микрорайона Чеканы. И журналисты NITа продолжали напоминать примэрии о существующих проблемах, чем вызывали у политиков и чиновников сильнейшие приступы аллергии на информацию.
Наводнение проблем
При этом власти всегда давали повод для критики. Не нужно было искать зацепки и рыть ямы под зданием правительства, чтобы заметить промахи или выявить злоупотребление властью. Только NIT, снова единственный из телеканалов, рассказал всю жестокую правду о наводнении на реке Прут в 2010 году.
Журналисты ежедневно посещали затопленные села, видели и горе и разочарование оставленных без крова людей, и беспечность и беззаботность представителей власти. Сначала министр внутренних дел господин Катан заявил, что якобы барсуки прорыли туннели в дамбе, а не взрывники ее подорвали. Затем правительство затягивало строительство новых домов для пострадавших. Прошло два года, а окончательно вопрос с предоставлением жилья еще не решен. Это не учитывая проблем с инфраструктурой.
И волна столичных проблем не убежала от бдительного ока NITa. Это и снос памятников архитектуры, застройка центра города без учета градостроительного плана, размещение киосков сетей Megapress и Cebacot посредством лоббирования интересов чиновников в примэрии и некачественный ремонт дорог (вспомнить хотя бы ремонт дороги по улице Алба-Юлия). Это целое море тем и проблем, которые разгребали журналисты NITa.
А еще стоит вспомнить закупку белорусских троллейбусов через фирму в Румынии. Грязь и коррупция была изобличена в репортажах.
А как же фармацевтический рынок? Впервые о проблемах в отрасли заговорила депутат парламента от ПКРМ Оксана Доменти в эфире одной из программ на NITе. И все мы помним подогретый ажиотаж на рынке лекарств во время псевдо-эпидемии свиного гриппа, когда оксолин и препараты против гриппа исчезали с полок аптек, а Минздрав и господин Хотиняну занимались рекламой отдельных препаратов. И это притом что позже ПАСЕ раскритиковала действия чиновников из сферы медицины, которые внушали населению необоснованные страхи и чьи действия приводили к необоснованной растрате средств по закупке вакцин. С 2009 года власти просто не справляются с регулированием фармацевтического рынка. И об этом тоже говорил NIT.
Журналисты NITа раскрывали все подробности рейдерских атак, а также прояснили схемы по краже средств из системы госзакупок и грантов. Миллионы долларов утекают в чьи-то карманы, подставные и оффшорные фирмы. В условиях аукционов и тендеров умышленно выставляют условия, согласно которым, отбирается лишь один победитель. И что, вы хотите, чтобы после всего этого представители власти любили телеканал NIT за свою дотошность к администрированию государства? Да власти готовы просто сгноить журналистов заживо.
Руководителей альянса может остановить разве что кто-то извне. И если бы каждый зарубежный дипломат знал обо всех тех проблемах, о которых рассказывали журналисты NITa, тогда бы, возможно, и разговоры с Филатом и прочими были гораздо короче и эффективнее.
Последний шанс
Итак, Высшая судебная палата отказала в приостановлении действия решения КСТР. Именно сам этот факт можно опротестовать в Страсбургском суде по правам человека. На это уйдет около полугода. Журналистам остается рассчитывать лишь на рассмотрение иска телекомпании о самом отзыве лицензии. Стоит напомнить, что на первое заседание Апелляционной палаты по этому иску не явился юрист КСТР. И сам процесс может затянуться на три месяца как минимум, а то и на год.
Теперь на плечи судей Апелляционной палаты ложится вся ответственность: либо в гроб свободы слова в Молдове будет забит последний гвоздь, либо молдавскому обществу будет дан последний шанс на демократию.