15 июня представительство Мирового банка сделало два примечательных заявления. Первое: о снижении прогноза экономического роста для Молдовы в 2012 году до 3,2 процента. Второе: о том, что молдавская экономика стала весьма уязвимой вследствие большой зависимости от внешнего финансирования.
Еще в 2009 году так же на международном уровне Республика Молдова была признана одной из пяти наиболее финансово устойчивых стран. Тогда же две крупнейшие державы — Китай и Россия — косвенно подтвердили этот высочайший рейтинг состояния экономики Молдовы, предложив в инициативном порядке инвестиционные кредиты на 1 миллиард и 500 миллионов долларов соответственно. И не просто предложили, а подписали протоколы о намерениях, одобрили в высших законодательных органах своих стран эти предложения. И вот через три года, как говорится, полный облом. Что произошло?
Произошло то, о чем неоднократно предупреждали коммунисты: нельзя менять парадигму развития на основе поддержания покупательной способности населения и платежеспособного спроса на рынке. Предупреждала оппозиция и о том, что нельзя тратить безоглядно деньги из внешних кредитов на покрытие дефицита бюджета. Что финансирование масштабных социальных программ является тем катализатором экономического роста, который незаменим. В ответ околоэкономическая шпана, дорвавшаяся до власти, презрительно и с легкостью дилетантов вещала: «стабильный лей гробит экономику», «расходы на социальные программы — это популизм». Экономический «гуру» проворовавшегося альянса Мариан Лупу в июле 2009 года изрек буквально следующее: «Молдова без внешних кредитов не проживет».
Пути финансово-экономи-ческого закабаления Молдовы описывались много и подробно. Власти уверяли всё общество в том, что, дескать, надо потерпеть годик-другой, а потом наступит долгожданный рай. Но спустя три года вместо рая мы видим геноцид самых обездоленных, предельно агрессивную экономическую среду, систематическое несоответствие запланированных доходов и расходов бюджета, деградацию сельского хозяйства. Впервые за много лет в Молдове сокращаются объемы промышленного производства, в том числе спад грузоперевозок, потребления электроэнергии и природного газа. Вместо создания новых рабочих мест политика властей привела к сокращению на сотни тысяч числа занятого населения. Катастрофически вырос внешний государственный долг Молдовы.
И всё, что получила молдавская экономика «взамен», — отсутствие экономического роста.