Последний «Барометр общественного мнения» печалит не только молдавских политиков, рейтинги которых неуклонно падают. Он не может не печалить любого здравомыслящего человека по многим параметрам: утраченная вера в будущее государства, превалирующее мнение о том, что страна движется в неверном направлении, недоверие государственным институтам. Люди не понимают, что дает им молдавское гражданство. Все чаще приходится слышать уже подзабытую в нулевые фразу: «Какого черта я родился в этой ж...пе, а не в нормальной цивилизованной стране».
Куда-нибудь…и подальше отсюда
Отъезд из Молдовы сегодня — не просто условие выживания для многих граждан, но и общественный тренд. Многократно увеличились очереди у посольств Румынии и России. Знакомый председатель русской общины одного из молдавских городов рассказывает, что чуть ли не самым популярным обращением к нему в последнее время стало обращение за консультацией по поводу российского гражданства.
При этом, если 20 лет назад страну покидали нацменьшинства, в основном русские и евреи, которые боялись перспективы жизни в румынском государстве, то сегодня едут все. Здесь не идет речь о привычном оттоке на заработки. Люди уезжают из Молдовы, чтобы не вернуться. Этого не может скрыть даже официальная статистика, согласно которой, только за прошлой год страну навсегда покинуло около 4 тысяч человек. И это только те, кто уехал официально, уведомив молдавские власти. А сколько ещё молдаван, просто собравших чемоданы и севших на поезд, или гастарбайтеров, решивших не возвращаться на родину, за рамками официальной статистики? Об этом мы узнаем только через несколько лет. Но уже сейчас, судя по общему фону, пора серьезно озаботиться.
Кто остается в Молдове?
Либо те, кто приближен к касте высшего чиновничества, участвует в коррупционных схемах различного уровня, либо те, у кого в Кишиневе есть относительно высокооплачиваемая (опять же, по молдавским меркам) работа. Но и они мечтают рано или поздно, как у нас принято говорить, совершить личный прорыв в области европейской интеграции.
Покидают страну представители задавленного налогами малого бизнеса. Загляните на «три девятки» и посмотрите, сколько там объявлений о продаже кафе, баров, магазинов, парковок за смешные деньги: «Действующий бизнес в хорошем месте, продаю по причине отъезда».
Не участвуют в этом миграционном тренде те, кому просто все равно, где обитать, в силу свойств собственного характера и образа жизни: «деклассированные элементы» — пьяницы и бездельники, коих развелось в этой стране немало.
Автор каждое утро наблюдает одну и ту же картину: у автомобильной стоянки в одном из спальных районов есть огромная советского ещё типа, огороженная бетонными плитами «мусорка», которая стала местом тусовки для различного отребья со всего района. Их там десятки: люди разного возраста, мужчины и женщины, подростки. Они там едят, спят, пьют, отмечают какие-то свои праздники. На протяжении последнего года я вижу, как к этому «коллективу» присоединяются все новые участники, на глазах в течение месяцев превращающиеся в отбросы, ничем не лучше тех, вокруг которых они живут.
Катастрофически падает общий уровень грамотности, культуры населения, потому что молдавское образование — это схема поддержания штанов для учителей за счет взяток и добровольно-принудительного репетиторства. Тот же «Барометр», упомянутый в начале, выявил катастрофическое падение интереса к литературе. Молдавская нация уже почти не читает книг. И объяснить это только тем, что люди теперь читают в Интернете, не получается. Даже СМИ, не говоря уже о литературных сайтах, занимают в домене MD (да и в домене RU — общая тенденция постсоветского пространства) узкую нишу в 50–60 тысяч пользователей. Самыми же популярными являются социальные сети, в которых люди выкладывают фотографии пикников, своих кошек и автомобилей. Многие вообще не знают никаких ресурсов, кроме «Одноклассников» и поисковиков.
Безграмотная масса — пластилин для власти
На этих выходных я, наконец, посмотрел цикл документальных фильмов «Одноэтажная Америка» с Владимиром Познером и Иваном Ургантом. И поразился больше всего тому, насколько грамотно и четко выражают свои мысли на камеру простые американцы, отвечая на непростые вопросы авторов сериала: «Что для вас Америка, что такое американский образ жизни?» Точно так же я был поражен, когда однажды наткнулся на одном из немецких ТВ-каналов на телепроект под условным названием «Открытая студия». В метро установили небольшую кабинку, куда заходили прохожие, чтобы высказать свое мнение о проблемах города. И люди на полном серьезе высказывались, делились своими переживаниями о негативных общественных тенденциях, о проблемах логистики в том же метро и т. д. Попробуйте у нас установить такую кабинку на автобусной остановке, и услышите мат, анекдоты и «смехуечки».
Поколение, которое получило ещё советское образование, либо давно уехало, либо умерло, немногие из его представителей работают или делают бизнес в Молдове, и их обнаруживаешь моментально, даже не по возрасту, а по образу и складности мыслей. С молодежью, как правило, поговорить можно только о тенденциях на автомобильном рынке или о новинках кино.
В Молдове практически вымерло такое понятие, как «университетское образование», которое наряду с левыми взглядами является главным признаком по-настоящему интеллигентного человека. Те, кто причисляет себя к молдавской интеллигенции, — это в основном «узкоспециализированные специалисты широкого профиля», которые считают, что неплохое знание нерядовой профессии позволяет им судить обо всех общественных явлениях.
Кому выгодно такое положение, так это власти. Подобным обществом легко манипулировать. Безграмотную массу можно купить за подсолнечное масло, килограмм риса и стакан вина. «Интеллигенции» через подконтрольные телеканалы легко привить набор заблуждений, которые человек, считающий себя образованным, с радостью из экономии мышления и чувства собственного превосходства примет за личную позицию.
Это общественное состояние и является главной проблемой Молдовы. У нас в свое время любили говорить, что главное достояние страны — это человеческие капитал. И это действительно до определенного момента было правдой, пока страна не лишилась и этого ресурса. Сегодня новым властям, которые возьмут на себя управление Молдовой после Альянса «За евроинтеграцию», который окончательно добил это государство, придется начинать все с нуля.