По словам Дрона, из распоряжения председателя парламента, «вроде бы следует, что есть стремление обеспечить открытость». «Не ясно, как будет обеспечен профессионализм будущего кандидата. Что вообще не понятно в этом документе – как буден обеспечен аполитичный характер процесса отбора кандидата на должность генерального прокурора?»,- отметил юрист.
Он напомнил, что в соответствующую комиссию войдут представители Высшего совета прокуроров и Национальной комиссии по надзору за неподкупностью. «Известно, что члены НКНН были отобраны именно по критериям политической принадлежности. Нынешний состав Высшего совета прокуроров был избран после назначения Зубко генпрокурором, которого тоже отобрали по политическим критериям. Когда генерального прокурора назначают по политическим критериям, сложно кого-то убедить в наших условиях, что состав руководящих органов, избранных при Зубко, не был заражен недугом лояльности по отношению к какой-либо личности или партии»,- подчеркнул Дрон.
По его словам, в составе Совета прокуроров есть профессионалы «но, у меня есть ощущение, что этот Совет сегодня пытаются использовать в качестве витрины, за которой пройдут жесткие баталии - либо между противостоящими партиями, либо между личностями, о которых мы знаем, что они открыто враждуют».
Экс-замминистра юстиции считает, что в нынешних условиях, когда нет законных механизмов, благодаря которым общественность имела бы возможность контролировать органы прокуратуры, «избрание аполитичного генерального прокурора – это большая иллюзия». Ион Дрон утверждает, что гарантию эффективного функционирования прокуратуры могло бы предоставить прямое избрание генпрокурора.
13 февраля с.г. председатель парламента Мариан Лупу подписал распоряжение о формировании комиссии по назначению генерального прокурора, в которую войдут представители Высшего совета прокуроров и Национальной комиссии по надзору за неподкупностью. До 30 марта этого года комиссия должна организовать конкурсный отбор кандидатов, после чего отобранная кандидатура будет представлена парламенту.
Должность генерального прокурора стала вакантной после отставки Валерия Зубко, утвержденной парламентом 21 января 2013 года.