Очевидно, что это одна из самых ослепительных трансформаций мышления молдавских политиков за последний год. Интересно лишь узнать, что произошло в уме одного из заместителей премьер-министра Филата – переосмысление собственных постулатов, либо характерное его функции сладословие. Не исключено, что за всем этим кроется нечто третье. Пока неизвестное.
Известно лишь, что на четверг запланирован визит Юрия Лянкэ в Москву, где он намерен обсудить весь спектр молдо-российских отношений, который, и это далеко не секрет, включает в себя и вопрос приднестровского урегулирования. Это подтвердил несколькими днями ранее и официальный представитель МИД России А.А. Нестеренко.
Всего лишь за ночь до визита в Москву господин Лянкэ заявил кишиневским журналистам, что не намерен более, как это было раньше, напоминать России о том, что Приднестровский регион является временно оккупированной территорией. Также, господин Лянкэ не намерен более упоминать о необходимости трансформирования ныне действующего формата переговоров «5+2» в очень интересную формулу «4+1».
Чтобы внести ясность, необходимо напомнить, что постулаты об «оккупации» и новой формуле формата переговоров были введены в обиход нынешней политэлиты Молдовы именно партией, в которой господин Лянкэ играет далеко не последнюю скрипку.
Именно эта партия, в июле 2009 года, за несколько месяцев до того, как встать у руля государства, вышла к народу с Программой правления на период 2009 – 2013 г.г. под скромным названием «Вместе во имя Молдовы». Именно в этом документе, который является программным документом правящей партии прямо говорится о том, что Приднестровье является «временно оккупированной территорией». Для того, чтобы ни у кого не возникало вопросов о том, кто же является «оккупантом», в том же документе указано, что приднестровский конфликт является «конфликтом молдо-российским».
Именно исходя из этого, в этом же документе отмечается, что «дислоцированные в Восточном регионе Молдовы российские войска послужили щитом для приднестровских властей, и этот процесс продолжается посредством так называемой операции по поддержанию мира».
Все как бы понятно. Более того, расписано со ссылками на международные документы с требованием их неукоснительного, безукоризненного и немедленного исполнения.
Во всей этой цепи программных постулатов правящей партии не могло не найти своего закономерного места и требование о радикальном изменении переговорного формата. Это не оговорка. По утверждению партии, руководимой Владимиром Филатом, формат переговоров на самом деле должен быть пересмотрен именно «радикально». А чтобы быть полностью корректным, лучше привести цитату – «ЛДПМ выступает за радикальное изменение формата переговоров». И цитата эта не из какой-то газеты, а из Программы правления на период 2009 – 2013 г.г., разработанной ЛДПМ в июле 2009 года.
Формат этот, по мнению правящей в Молдове партии, должен превратиться из «5+2» в «4+1». Показательно, что в этой новой формуле именно России была отведена цифра «1». Оставшимся «четверым» - Молдове, США, ЕС и Румынии – было предписано объединиться с целью повлиять на Россию. Цитата: «После обеспечения единства позиций с США, Евросоюзом и, возможно, при участии Румынии, все указанные игроки вместе смогут повлиять на Российскую Федерацию. В рамках этого формата «4+1», вместе с нашими западными демократическими союзниками, мы сядем за стол переговоров с московскими властями». К этому осталось добавить лишь то, что партией «будут предприняты усилия для более активного подключения в процесс приднестровского урегулирования Евросоюза, и как следствие, европейских сил, предоставленных блоком НАТО».
Вся эта трансформация, а говоря более профессиональным языком, «перегруппировка сил», объясняется правящей партией «неадекватностью» действующего формата переговоров в приднестровском урегулировании. Так и написано - «нынешний формат переговоров «5+2» не является полностью адекватным».
Известно, что к написанию Главы 7 того самого программного документа правящей в Молдове ЛДПМ, очень серьезно приложил свою руку нынешний глава МИДЕИ Молдовы Юрий Лянкэ. И это ни для кого не секрет. Возможно даже, это не является секретом и в России для людей, интересующихся молдавской политической действительностью, и особенно перспективами приднестровского урегулирования.
Трудно поверить, что в переговорах с Сергеем Лавровым господину Лянкэ удастся замаскировать позицию, которая является не только личной, но и партийной, и что немаловажно - политически мотивированной. Но, если и удастся, тогда, безусловно, можно будет говорить о «прорыве» в молдо-российских отношениях. Таких отношений, надо признать, еще не было.
Что же стоит за таким показным кульбитом главного молдавского дипломата и «правой руки» премьера Филата, публично продемонстрированным накануне визита в Москву?
И готова ли Россия согласиться с отведенной ей новой ролью в урегулировании, признав факт «оккупации» Приднестровья? Чем же может объясняться столь благосклонное отношение, демонстрируемое Кремлем к нынешним молдавским властям, как пытаются убедить нас кишиневские правительственные и некоторые кремлевские пропагандисты. Что стоит за столь толерантным отношением Кремля и Смоленской Площади к целому ряду определяющих факторов молдо-российских отношений?
Стоит ли полагать, особенно накануне досрочных выборов, что любая другая, претендующая на власть в Молдове сила, на выборах может себе позволить и более радикальные заявления? Думается, что ответы на эти далеко не праздные вопросы последуют очень скоро, а последствия не заставят себя долго ждать.
Александр Петков, директор мультимедийного информационного агентства OMEGA