«Ясно, что установка этого камня, которая производилась в спешке, была весьма политизирована, а сейчас следуют принципу: «Посмотрим, кто посмеет убрать этот камень!»,- сказал советник Олег Черней агентству OMEGA.
По его словам, после заключения Конституционного суда, объявившего Указ Гимпу неконституционным, будет эксплуатироваться принцип: «Кто посмеет притронуться к этому камню – правительство, министерство культуры, примэрия? Если «да» - значит, будет политический скандал». «Сейчас никто не пытается углубляться в легальные аспекты установки, но пытаются извлечь политические выгоды»,- считает Черней, со слов которого, политическую выгоду получат те, кто принял решение об установке камня – «они изначально знали, что законная процедура не соблюдена, но камень, все же, был установлен».
«Насколько мне известно, существует лишь распоряжение генерального примара, в котором указано, кто несет ответственность за установку этого камня на Площади Великого Национального Собрания. Решения Муниципального совета нет, как нет и заключения Министерства культуры»,- подчеркнул Черней.
Как считает муниципальный советник, в дальнейшем «использовать будут чувства граждан – «как посмели снять этот камень!». «Я считаю, что это ошибочный подход. Мы живем в столице, которая претендует на звание европейской, и если мы незаконно ставим камни, то что говорить о киосках, незаконных постройках? Значит, завтра любой гражданин попытается незаконно, без разрешений построить на Площади Великого Национального Собрания бутик»,- заявил Олег Черней.
Муниципальный советник убежден, что «необходимо следовать заключению Конституционного суда». «Если Указ предусматривает установку мемориального камня, и сам документ был объявлен неконституционным, то те, кто его установил, должны сами принять требуемые меры, не ожидая, чтоб кто-то третий пришел и убрал его. Логично было бы, чтоб те, кто его установил в соответствии с Указом президента, убрал бы этот камень сейчас»,- подытожил Черней.
Мемориальный камень на центральной площади Кишинева был установлен по распоряжению племянника Михая Гимпу - примара Кишинева Дорина Киртоакэ - во исполнение Указа, изданного Михаем Гимпу. Указом постановлялось установить на этом месте мемориальный камень «до воздвижения памятника жертвам советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима».
Позднее, 12 июля с.г., Конституционный суд признал названный Указ врио президента неконституционным.